История
‘Объект 775’ был создан в городе Челябинске конструкторским коллективом под руководством П.П. Исакова. Он был оснащен гладкоствольной пусковой установкой 125 мм , способной вести огонь управляемыми ракетами и неуправляемыми активно-реактивными снарядами. Наведение ракеты на цель осуществлялось с помощью полуавтоматической системы по инфракрасному лучу. Ракета была способна поражать бронированные цели ( 250 мм под углом 60 градусов) на дальности до 4000 м . Процессы заряжания (на машине имелся полуавтоматический механизм заряжания), наведения на цель, выстрела (пуска) и управления полетом ракеты производились по командам с пульта командира-оператора.
Экипаж из двух человек размещался в башне в изолированной кабине из полиэтилена. При этом место механика-водителя было оборудовано сложной специальной системой, позволявшей ему при вращении башни постоянно смотреть вперед. Благодаря размещению экипажа в башне общую высоту машины удалось снизить до 1740 мм .
В отличие от «объекта 430», на этой машине вместо торсионной подвески применили гидропневматическую, с дозирующим устройством, позволявшим изменять клиренс. Силовая установка и силовая передача были заимствованы с «объекта 430». В общем, получилась оригинальная боевая машина, напоминавшая скорее истребитель танков, чем танк. Недостаточная эффективность вооружения на малых и средних дистанциях, высокая сложность устройства и обслуживания - все это существенно сужало сферу его применения.
Совершенствование ракетного оружия, его миниатюризация, результаты полигонных испытаний породили у военных надежду на то, что оно с успехом заменит традиционные ствольные танковые артсистемы.
В 1962 году у нас изготовили экспериментальную машину «775», оснащенную необычной пусковой системой, представлявшей собой ствол калибром 125 мм , размещенный во вращающейся литой башне. Кроме управляемых ракет с кумулятивным зарядом, в боекомплект входили осколочно-фугасные неуправляемые ракеты, стабилизировавшиеся в полете вращением, подобно нарезным артиллерийским снарядам. Отсутствие противооткатных устройств и компактный затвор позволили конструкторам уменьшить высоту башни почти в два раза.
Экипаж установки состоял из командира, одновременно оператора вооружения, и механика-водителя. Отделение управления было в правой части башни и крепилось на шариковой опоре. Жесткая кинематическая связь места водителя с башенным погоном сохраняла неизменной его ориентацию относительно продольной оси машины при любых углах поворота башни. Такое решение, опробованное раньше на экспериментальной самоходной артиллерийской установке, позволило снизить высоту корпуса «775», который при общепринятом размещении механика-водителя должен быть не менее 900 мм . В освободившейся носовой части уложили солидный боекомплект - 24 управляемых и 48 неуправляемых реактивных снарядов, подававшихся в боевое отделение полуавтоматическим механизмом заряжания с дистанционным управлением.
От танка Т-64 были заимствованы с небольшими изменениями двигатель с эжекционной системой охлаждения, силовая передача с двумя побортными семискоростными коробками, опорные катки с внутренней амортизацией, направляющие колеса и гусеница с резинометаллическими шарнирами. Только в подвеске вместо торсионов применили гидропневматические рессоры, позволявшие машине изменять клиренс.
Малые размеры, особенно высота, и как следствие - небольшая площадь поражаемого пространства позволили создателям «775» усилить бронезащиту по сравнению с пушечными танками той же массы. Излучения, в случае ядерного взрыва, ослаблялись не только броней, но и пластмассовым подбоем. Кроме того, экипаж располагал комплектом противоатомной и противопожарной защиты.
На испытаниях выявились хорошие подвижность и проходимость ракетного танка, способность, благодаря низкому силуэту и изменяемому клиренсу, прятаться в складках местности, что дало толчёк к разработке новой ветви бронетехники - “истребителей танков” отличающихся небольшой высотой и габаритами, но достаточно мощным вооружением.
Фото