Советский катер на воздушной подушке «Л-5»

Предлагаю прикольную лодочку!
39a91b608d

  • За
  • Против (с аргументами)
0 проголосовавших
История (много букв)

Первые боевые аппараты на воздушной подушке были созданы именно в СССР, ведь два катера фон Томамхула были не более чем катерами на воздушной смазке, а не на полноценной подушке. Пионером в этой новой области кораблестроения стал профессор Новочеркасского политехнического института Владимир Израилевич Левков.
Как он сам писал впоследствии:«Идея бесколесного вездехода на воздушной подушке принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому. В двадцать седьмом году вышла его книжка «Сопротивление воздуха и скорый поезд». Мы в Новочеркасском политехническом институте сразу же заинтересовались идеей транспорта на воздушной подушке и решили попробовать воплотить ее в жизнь.»
Теоретические испытания и опыты на моделях заняли восемь лет, и в 1934 году на испытания вышел экспериментальный катер на воздушной подушке Л-1, а в 1937 году — цельнометаллический боевой Л-5 Профессору Левкову пришлось преодолевать серьезное сопротивление скептиков, даже ученые знаменитого ЦАГИ, известные аэродинамики Сабинин и Ушаков по существу отвергли ее. В своем отзыве на предложение Левкова они писали, что подобные машины смогут передвигаться «лишь на чрезвычайно небольшой высоте и притом лишь над гладкой поверхностью», а потому применение их на практике будет «сильно ограничено».
Однако, практика подтвердила правоту инженера, построенные им катера уверено передвигались не только по воде, но преодолевали даже и ледовые поля, ухитрялись выходить даже на довольно крутые берега и передвигаться над сушей.
Катер Л-5 массой около 8.5 тонн (понятие водоизмещения тут довольно спорно применимо, хотя он, конечно, мог держаться на воде и в водоизмещающем режиме), оснащался двумя радиальными двигателями воздушного охлаждения мощностью по 850л.с., размещенными в передней и задней части судна, которые приводили в действие пропеллеры нагнетавшие воздух в пространство между скегами.
Перемещение катера по горизонтали осуществлялось за счет поворотных жалюзи, размещенных под нагнетателями. Скорость катера была рекордной и по сегодняшним меркам, на контрольных испытаниях в 1937 году Л-5 показал на воде скорость 73 узла (свыше 133 км/ч).
«Первые выходы в море (испытания проходили на Балтике в заливе) прошли успешно, — вспоминает Б. В. Никитин.- Катер, послушный рулю. двигался вперед и назад, парил над водой и разворачивался чуть ли не на месте при работе воздушных потоков. Мы развивали скорость до 130 км проверили мореходные качества при волне в три балла — все отлично!
2c3d94f0ec
Кончилась осень. На смену ноябрьским дождям и штормовым дням пришли декабрьские морозы. В заливе появился блинчатый лед, а у берега его уже прочно схватило морозом. Все катера дивизиона поставили в эллинги — навигация окончилась. А наш Л-5 продолжал испытания. Почти каждое утро прогревали моторы, проверяли работу всех механизмов… Короткие доклады о готовности, и И. Ф. Кудин, командир Л-5, ведет судно по пологому берегу к заливу. Катер проходит над сплошным льдом, над отдельными льдинами, которых с каждым днем все больше в бухте, и, наконец, взревев моторами, мчится над серой, стылой водой».
Поведение неведомых машин, особенно более мощных Л-11 и Л-13 (1939 год) вызывало легкое окосение у не посвященных в тайну моряков. Так, в частности, один из вахтенных, потрясенный увиденным, сделал следующую запись в вахтенном журнале: «Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»…
82c4ffbf1b
К сожалению, наряду и с невероятными для тех лет возможностями катера Л-5 выявились и некоторые существенные недостатки.
Наиболее существенной проблемой было то, что лишённые лобового обдува радиальные двигатели довольно быстро перегревались, причем настолько, что их приходилось глушить, во избежание их поломки (в варианте Л-13 двигатели поставили под углом в 45 градусов, чтобы их обдувало встречным потоком), неизбежные в морских условиях брызги, попадавшие в карбюратор — приводили к остановке двигателей.
Потери давления из отрытых оконечностей существенно ограничивали грузоподъемность машины, а тучи брызг, поднимаемых при движении — затрудняли обзор и навигацию.
Кроме того, катер проявлял склонность к опрокидыванию при резком перекладывании рулей на высокой скорости. Ограничена была и мореходность, при волнении в 4 балла и выше, — катер захлестывало волной, что приводило к заливанию и остановке двигателей.
5b46f4668b
В декабре 1938 года нарком ВМФ М.П. Фриновский сообщил председателю Комитета обороны В.М. Молотову, что Главный военный совет Рабоче-крестьянского красного флота (РККФ) обсудил итоги испытаний катера, построенного по проекту профессора Левкова.
Результаты испытаний показали, — писал Фриновский, — что тактико-технические качества нового катера значительно превышают качества торпедных катеров, находящихся на вооружении РККФ…
702a2f35fb
С целью введения на вооружение катеров данного типа, — продолжал нарком, — Главный военный совет РККФ считает необходимым в течение 1939 года построить первую, опытную серию из 9 катеров, дав их на вооружение каждого моря с целью обучения кадров и отработки тактики нового оружия…
11 марта 1939 года приказом наркома судостроительной промышленности И.Ф. Тевосяна профессор Левков был назначен начальником и главным конструктором нового ЦКБ-I, а производственной базой для строительства летающих катеров стал завод №445 (бывший планерный) в Тушино, под Москвой.
bb054a4fda
В 1938-1940гг. была построена серия из четырех несколько увеличенных по размеру (11.5т.) машин Л-13 под наименованием ТКЛ-1 — ТКЛ-4, которые были зачислены в состав КБФ, однако в боевых действиях Великой Отечественной они участия не принимали. Вооружение серийных машин составляли две торпеды калибром 450мм и два крупнокалиберных пулемета ДШК.
Помимо боевых экспериментальных и серийных катеров был построен еще один катер специального назначения, учебный деревянный Л-9, который хотели использовать как для тренировок экипажей серийных ТКЛ, так и для поиска экспедиции Папанина, однако при перегоне катера из Ленинграда в Кронштадт, где его должны были принять на борт ледокола «Красин», — катер шарахнули о торос. До Кронштадта он дошел, однако времени на его ремонт уже не было, и «Красин» ушел без него.
4258ae6fde
Дальнейшая судьба как самих катеров на воздушной подушке так и их создателя, Владимира Израилевича Левкова оказалась обычной для тех лет, и достаточно печальной. Война…
Война разрушила все планы. В октябре 1941 года конструкторское бюро Левкова и завод №445 эвакуировали в старинный уральский город Алапаевск.
16935533e3
Катера, построенные до войны, оставались на Балтике. В 1941 году в связи с приближением немецких войск их перегнали в Кронштадт, на базу Литке. Там они и простояли до 1947 года, когда были признаны устаревшими и уничтожены. По нашему обыкновению, все до одного! Столь же печальной оказалась судьба единственного шестимоторного катера. Его пытались переправить из Москвы в Горький. Но бои приближались к столице, и катер сожгли.
После войны испытания чудом уцелевшего Л-5 возобновили, но создать требуемые для нормальной установки двигателей жидкостного охлаждения угловые редукторы так и не удалось, проблемы с двигателями остались в полном объеме, поэтому работы были свернуты в начале 1952 года.
3981eba76e

ТТХ

Экипаж: 5 человек
Водоизмещение: 8.6 тонн
Длина: 24 метра
Ширина: 5.4 метра
Суммарная мощность двигателей: 1780-2000 л.с
Скорость: 70-73 узла
Вооружение: две торпеды 450 мм и 2 пулемета 12,7-мм

6 лайков

Длина и Ширина перепутаны?

спасибо, поправил

1 лайк

70 узлов? Оу май, это как у VS-10. Правда что с ним делать если он на точке на берегу спрячется?

Еще и карты перерабатывать надо будет! Не, проще клон большого флота ввести! ))

1 лайк

130кмч…
неплохо, так еще и на берегу не застрянет)
правда что будет если на полной скорости разворот сделать…

9 лайков

щас придет какой-нибудь колумбус и начнет затирать про “зачем если оно будет кактусом”

7 лайков

Кактусы это весело. И рассекать водную гладь под 130кмч в РБ и под 150 (или сколько поставят) в аркаде - супер весело) Даже если ты - ваншотный зверь с двумя торпедами и двумя мелкашками.

7 лайков

Очень интересная машинка, которая сможет прятаться на островах!

4 лайка

И по льду обходить на некоторых картах))

Да даже без этой механики, чисто из-за скорости - всё равно интересная машинка.

2 лайка

Буквально только что посмотрел - немецкий катер в РБ носится на 111км/ч, а в аркаде - 150км/ч.

Если с такой же разницей в процентах делать и для советского катера, то выйдет… 182км/ч!

главное 100 голосов набрать

2 лайка

Да ни хрена не главное. Такие темы любят после передачи разработчику отправлять в корзину.

включать обратный отсчет, аналогично когда на мель выбрасываешься

1 лайк

Вот такое будет)

Немецкий катер VS-10 тоже, так что не велика потеря)

Фугас ГК или бомба с самолёта.

ну или будет валить боком)

Не, вот это кринж будет. Он же может по суше передвигаться. Это все равно что плавающему танку включать обратный отсчет в воде.

4 лайка

Какая длина 5м!? Посмотрите видео