Су-27М (заводской шифр Т-10М; по кодификации НАТО: Flanker-E — «Фланкер-Э») — экспериментальный реактивный самолёт, модернизация советского/российского истребителя Су-27. Разработан в ОКБ Сухого (генеральный конструктор — М. П. Симонов). Имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО). Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года. Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года. В первой половине 1990 годов было выпущено 12 прототипов и три серийных образца. Затем программа была закрыта. На международный рынок самолёт предлагался под наименованием Су-35, что впоследствии породило путаницу с самолётом Су-35С более поздней разработки.
Стори
В 1977 году в ОКБ Сухого были начаты предварительные исследования возможных путей увеличения боевых возможностей истребителя Су-27, который в то время являлся самым мощным в мире серийным тяжёлым истребителем завоевания господства в воздухе. В Су-27 удалось удачно совместить хорошо отработанные конструктивные элементы самолётов 1970-х годов и достижения аэродинамики, двигателестроения и БРЭО первой половины 1990-х годов. Одним из ключевых направлений совершенствования самолёта явилось повышение его манёвренных характеристик (несмотря на, то что Су-27 являлся самым манёвренным в мире истребителем 4-го поколения, прогнозируемые тенденции развития зарубежных истребителей не позволили останавливаться на достигнутом) путём совершенствования аэродинамики при условии тесного сотрудничества с ЦАГИ.
Работы по созданию истребителя Су-27М, получившего «фирменное» обозначение «Т-10М», возглавил главный конструктор Н. Ф. Никитин, при общем руководстве генерального конструктора М. П. Симонова.
Для перспективных модификаций Су-27 — многофункционального истребителя Су-27М, палубного Су-27К и ударного самолёта Су-27ИБ была разработана аэродинамическая компоновка с передним горизонтальным оперением (ПГО), которое служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, «набухающем» на крыле при движении самолёта на больших углах атаки. Вихревые генераторы, по рекомендации ЦАГИ, были применены приблизительно в то же время (на рубеже 1970-80-х годов) и при модернизации истребителя МиГ-23: последняя и наиболее маневренная версия этого самолёта — МиГ-23МЛД — была снабжена небольшими вырезами («клыками») на корневой части крыла.
Первые продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ, выявили наличие ряда проблем, связанных с обеспечением управляемости самолёта в продольном канале на некоторых углах атаки.
К весне 1982 года был отработан вариант ПГО, пригодный для установки на истребитель.
В мае 1985 года опытная машина Т10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая лётчиком-испытателем В. Г. Пугачёвым, совершила первый полёт. Её испытаниями руководил ведущий инженер Г. С. Кузнецов. Полёты подтвердили ожидаемое улучшение характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки, а также взлётно-посадочных характеристик.
28 июня 1988 года поднялся в воздух первый из пяти истребителей, переоборудованные из Су-27 в рамках программы Су-27М.
Все самолёты Су-27М Военно-воздушных сил России в настоящее время находятся в составе авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи», где на них было совершено несколько полётов, после чего было принято решение машины не использовать (из-за различий в оборудовании между всеми экземплярами). Впоследствии самолёты были разукомплектованы (то оборудование, что можно было использовать для обычных Су-27 группы, было снято). Во время праздников и дней открытых дверей на аэродроме Кубинка один-два экземпляра выставляют на статическую экспозицию. В остальное время — все пять машин не используются, ожидая списания.
ТТХ
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 22,18 м
- Размах крыла: 14,70 м
- Высота: 6,43 м
- Площадь крыла: 62,04 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 42°
- Масса:
- пустого: 18400 кг
- нормальная взлётная масса: 25700 кг
- максимальная взлётная масса: 34000 кг
- Двигатель:
- тип двигателя: [турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги на Су-37
- модель: АЛ-31Ф / АЛ-31ФМ / АЛ-31ФП/ АЛ-31ФУ / АЛ-35МЛ
- тяга
- максимальная: 2 × 7670 кгс
- на форсаже: 2 х 12500 / 12800 / 12500 кгс
- масса двигателя: 1520 кг
- управление вектором тяги:
- углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
- скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
ЛТХ
Отличия от обычного сухого
- Усовершенствованное БРЭО
- Переднее горизонтальное оперение (ПГО)
- Носовая часть увеличенного объёма и диаметра для размещения нового радара
- Усиленная носовая стойка шасси с двумя колёсами
- Новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива
- Кили увеличенной площади и толщины с углепластиковыми кессонами, позволили использовать их в качестве топливных баков. Отсутствие скоса законцовок килей.
- Штанга дозаправки (за исключением первых прототипов)
- Больший мидель и запас топлива
- Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 12), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг.
Большинство изменений связаны с установкой нового радара — более совершенного (РЛСУ-27 с ФАР) и, как следствие, более тяжёлого. Новый радар расширил номенклатуру применяемых ракет класса воздух-земля и позволял эффективно поражать наземные и надводные цели.
ПГО улучшило управляемость на больших углах атаки и компенсировало смещение аэродинамического фокуса из-за увеличения веса носовой части самолёта.
Вооружение(подвесное)
- Возможна подвеска 8 УРВВ — Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77, а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М) и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29, Х-59М, Х-31А и П, а также бомб — КАБ-500Кр, ФАБ-500, −250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25.
- За
- Против