Т-84 «Оплот»

Т-84 «Оплот» (Т-84У) - украинский основной боевой танк третьего поколения, разработанный Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова на основе танка T-84 под руководством М.Д. Борисюка.

Хотя «Оплот» и создан на основе танка Т-80УД, однако отличается от него целым рядом усовершенствований: новой сварно-катаной башней; возможностью установки двигателя 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. вместо 6ТД мощностью 1000 л.с; встроенной динамической защитой нового поколения, обеспечивающей повышение защищенности в переднем секторе как от кумулятивных, так и от бронебойных снарядов; наличием системы оптико-электронного подавления «Варта»; вооружением украинского производства (125-мм танковая пушка — пусковая установка КБА-3, пулеметы КТ-12,7 и КТ-7,62). Несмотря на увеличение массы до 48 т (вместо 46 т), благодаря более мощному двигателю и усовершенствованной трансмиссии, скорость движения танка даже возросла (73 км/ч вперед и 32 км/ч назад). Для обеспечения работы оборудования при выключенном основном двигателе на танке установлена вспомогательная силовая установка.

Вооружение
Параметр Значение
Танковая пушка
Марка КБА-3
Калибр, мм 125
Тип затвора Горизонтально-клиновой, полуавтоматичексий
Углы прокачки по вертикали(до жестких упоров), град. от -4 до +15
Угол горизонтального наведения(вместе с башней танка), град. 360
Рассеивание:
По горизонтали 0,2т.д.(БПС, КС Д=2000м)
По вертикали 0,2т.д.(БПС, КС Д=2000м)
Спаренный с пушкой пулемет
Марка КТ-7,62 (ПКТ) с отводом пороховых газов
Калибр, мм 7,62
Техническая скорострельность, выстр./мин. 700…800
Зенитная пулеметная установка
Тип автономная
Управление дистанционное
Режим управления автоматический, стабилизированный по вертикали
Вооружение, марка КТ-12,7
Калибр, мм 12,7
Питание ленточное
Техническая скорострельность, выстр./мин. 700
Количество патронов в ленте, шт. 150
Максимальная дальность стрельбы, м:
По воздушным целям 2000
По наземным целям 2000
Углы обстрела (наведения), град.:
По вертикали от -3 до 60
По горизонтали 360
Механизм заряжания

Механизм заряжания представляет собой комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки любым типом выстрелов и состоящий из конвейера, автомата заряжания и системы управления.

Параметр Значение
Количество типов снарядов электрогидромеханический с постоянным углом заряжания
Емкость конвейера, выстр. 28
Вращение конвейера двухстороннее
Скорость вращения конвейера, град./с 25…33
Продолжительность заряжания одного выстрела, с:
Минимальная 7 (при повороте конвейера на 1 шаг)
Максимальная 12,5 (при повороте конвейера на 180°)
Время заряжания для производства выстрелов от ручных приводов МЗ, мин., не более:
При повороте конвейера на 1 шаг 1,0
При повороте конвейера на 14 шагов 1,6
Удаление стрелянного поддона улавливание с укладкой в пустой лоток без разгерметизации боевого отделения
Способ досылания выстрела тандемное досылание (снаряд-заряд) за один цикл
Наличие дублирующих приводов ручные: привода конвейера, ручной механизм подачи, стопор конвейера и стопор пушки
Время на загрузку конвейера выстрелами (в режиме загрузки), мин. 15…20

Cистема управления механизма заряжания танка предназначена для:

  • обеспечения управления работой механических и гидравлических узлов МЗ
  • обеспечения управления цепями стрельбы из пушки и спаренного пулемета
  • хранения информации о типах выстрелов, загруженных в конвейер МЗ
Стабилизатор вооружения

Стабилизатор основного вооружения обеспечивает стабилизацию и стабилизированное наведение вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Параметр Значение
Тип 2Э42М
Привод вертикального наведения электрогидравлический
Привод горизонтального наведения электромеханический
Срединная ошибка стабилизации, мрад:
в вертикальной плоскости 0,3
в горизонтальной плоскости 0,4
Скорости наведения пушки, град./с:
в вертикальной плоскости:
минимальная, не более 0,05
наводочная 0,05…1
перебросочная 4…6
в горизонтальной плоскости:
минимальная, не более 0,05
наводочная 0,05…1
перебросочная 35…40
Силовая установка

imageimage

Силовая установка представляет собой комплекс узлов и агрегатов, включающий в себя двигатель и обслуживающие его системы: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов и подогрева. Силовая установка может эксплуатироваться в диапазоне температур атмосферного воздуха от -40°С до +55°С.

Двигатель 6ТД - многотопливный шестицилиндровый двухтактный дизель жидкостного охлаждения.

Параметр Значение
Максимальная стендовая мощность дизеля при работе на дизельном топливе, кВт (л.с.) 882 (1200)
Максимальный крутящий момент дизеля при работе на дизельном топливе при частоте вращения КВ дизеля (2050±10) мин.-1, Нм (кгс.м) 3135 (320)
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин.-1 2600
Удельный расход топлива в режиме максимальной мощности, г/кВт.ч (Г/л.с.ч) 211…231 (155…170)
Масса сухого дизеля, кг 1180
Габаритные размеры дизеля, мм:
длина 1602
ширина 955
высота 581

Двигатель адаптирован к системе автоматизированного управления трансмиссией, регулятор оснащен датчиком хода рейки топливных насосов, на дизеле установлен измеритель частоты вращения коленчатых валов.

В электрогидромеханическом регуляторе частоты вращения реализован специальный механизм, ограничивающий подачу топлива в зоне частот 800…2000 мин.-1, что обеспечивает снижение оптической плотности выпускных газов на режимах пуска и свободного ускорения.

В топливной аппаратуре двигателя применены форсунки с запорной иглой.

Двигатель состоит из блока, кривошипно-шатунного механизма, картеров, цилиндров, механизма передач, компрессора, газовой турбины и навесных агрегатов: стартер-генератора, водяного насоса, воздушного компрессора ТК-150, регулятора топливоподкачивающего насоса, топливных фильтров, топливных насосов высокого давления, масляного центробежного фильтра, воздухораспределителя и других узлов.

Цилиндры двигателя расположены горизонтально. В каждом цилиндре имеются продувочные и выпускные окна. Продувочные окна служат для продувки и заполнения цилиндров воздухом, выпускные окна обеспечивают отвод из цилиндров отработавших газов. Усовершенствованная конфигурация продувочных окон обеспечивает улучшение экономичности за счет совершенствования процесса газообмена и смесеобразования. Выходящие из цилиндров отработавшие газы поступают через выпускной коллектор в газовую турбину.

В каждом цилиндре расположены два противоположно движущихся поршня. При их максимальном сближении образуется камера сгорания. Каждый поршень посредством шатуна связан со своим коленчатым валом. Поршни при возвратно-поступательном движении открывают и закрывают продувочные и выпускные окна, т.е. выполняют функции газораспределительного механизма. В поршнях применен усовершенствованный игольчатый подшипник верхней головки шатуна, обеспечивающий возможность повышения максимального давления сгорания, ресурса и надежности.

Компрессор наддувочного воздуха обеспечивает улучшение параметров дизеля за счет более эффективного процесса сжатия, достигнутого путем улучшения аэродинамики проточной части.

Газовая турбина преобразует энергию отработавших газов в механическую энергию, которая используется для привода компрессора.

Двигатель установлен в моторно-трансмиссионном отделении. Установка его не требует центровки и подгонки. Оси коленчатых валов двигателя располагаются поперек продольной оси танка.

Двигатель имеет три места крепления: в двух бугелях сзади и шарнирной опоре впереди.

Система питания топливом

В систему питания топливом входят:

  • топливные баки
  • дренажный бачок
  • топливораспределительный кран
  • кран отключения наружных бако
  • топливоподкачивающие насосы
  • заправочный топливный фильтр, фильтр грубой очистки
  • фильтр тонкой очистки
  • бензиновый центробежный насос
  • заправочный насос с краном
  • воздухоотделительный бачок, обратный клапан
  • топливомеры
  • трубопроводы

Топливо для питания двигателя размещено в баках общей вместимостью 1140 литров.

Применяемое топливо: дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, бензин и их смеси.

Система обеспечивает питание двигателя топливом как из каждой группы баков отдельно, так и из обеих групп баков одновременно.

Топливная система обеспечивает также питание энергоагрегата, расположенного на правой надгусеничной полке, с помощью трубопроводов, выведенных через борт.

Заправка топливом может производиться централизованно через заправочные горловины баков, а также заправочным насосом.

Параметр Значение
Емкость внутренних топливных баков, л 575
Емкость наружных топливных баков, л 570
Емкость дополнительных топливных бочек, л 380 (190х2)

Система питания воздухом

Система питания двигателя воздухом предназначена для очистки от пыли воздуха, поступающего в двигатель. Очистка воздуха трехступенчатая с эжекционным удалением пыли. Первая ступень - бункер с инерционной решеткой, вторая и третья ступени - двухступенчатый кассетный воздухоочиститель.

Система состоит из воздухоочистителя с эжектором пылеудаления, бункера забора воздуха с инерционной решеткой и эжектора пылеудаления из инерционной решетки.

Воздухоочиститель - двухступенчатый. Первая ступень обеспечивает предварительную очистку воздуха от пыли на 99,78%. После прохождения второй ступени воздух очищается до 99,98%. Кассеты составляют вторую ступень воздухоочистителя.

Система смазки двигателя

Система смазки двигателя предназначена для размещения масла в танке, подачи его к двигателю, очистки и охлаждения отработавшего в двигателе масла.

Система смазки двигателя состоит из внутреннего масляного бака с заборным фильтром, масляного радиатора, маслозакачивающего насоса, нагнетающего насоса двигателя, двух откачивающих насосов, масляного центробежного фильтра, масломера и трубопроводов.

Система смазки - циркуляционная, выполнена по принципу сухого картера.

Масляный бак вместимостью 105 л установлен в передней части силового отделения между перегородкой и двигателем. Забор масла для питания двигателя осуществляется из среднего отсека, который пополняется маслом из других отсеков.

Cистема оборудована сигнализатором минимального давления масла.

Система охлаждения

Параметр Значение
Система охлаждения жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным охлаждением радиаторов, предназначена для обеспечения теплового режима работы двигателя
Прокачка охлаждающей жидкости через дизель при частоте вращения коленчатых валов двигателя 2600 мин.-1 , не менее, м3/час 38
Заправочная вместимость системы, л 94

В систему охлаждения входят:

  • эжектор, водяной насос двигателя
  • радиаторы
  • компенсационный бачок
  • паровоздушный клапан
  • подогреватель с калорифером
  • полости двигателя
  • охлаждающие пояса разъема газохода
  • клапан слива воды из двигателя
  • клапан слива воды из подогревателя и трубопроводы

Водяные радиаторы обеспечивают отвод тепла от охлаждающей жидкости и установлены в эжекторной коробке крыши моторно-трансмиссионного отделения.

Система оборудована датчиком минимального уровня охлаждающей жидкости и датчиком максимальной температуры охлаждающей жидкости.

Эффективность системы охлаждения регулируется количеством газов, проходящих через эжектор.

Система выпуска отработавших газов

Система обеспечивает прохождение охлаждающего атмосферного воздуха через радиаторы за счет использования энергии отработавших газов двигателя и выпуск отработавших газов.

Система состоит из компенсатора, газохода, переходника, вваренного в правую боковину крыши моторно-трансмиссионного отделения совместно с обводным газоходом, ресивера с сопловым аппаратом, проточной части эжектора и выходных жалюзи.

Для охлаждения стыка в газоходе выполнены водяные рубашки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость системы охлаждения.

Система подогрева и отопления

Система подогрева является составной частью системы охлаждения и служит для разогрева двигателя и масла перед пуском, и поддержания двигателя в состоянии готовности к пуску в холодное время.

Разогрев двигателя осуществляется нагретой подогревателем охлаждающей жидкостью, а масла в моторном масляном баке – отработавшими газами подогревателя.

В систему подогрева входят подогреватель, жаровая труба моторного маслобака и трубопроводы.

Подогреватель предназначен для нагрева охлаждающей жидкости и обеспечения ее циркуляции по магистралям системы охлаждения при прогреве двигателя, и разогрева масла отработавшими газами в моторном маслобаке.

Система пуска двигателя

Параметр Значение
Способы пуска:
основной электростартером от четырех АКБ
вспомогательный сжатым воздухом от баллонов
комбинированный электростартером от АКБ, генератора ВД и сжатым воздухом одновременно
от внешнего источника используется электроэнергия или сжатый воздух аналогичной машины
с буксира используется в случае невозможного пуска двигателя выше перечисленными способами
Средства облегчения пуска * подогреватель * электрофакельный подогрев * впрыск масла
Температура пуска холодного дизеля без использования средств предпускового подогрева:
на масле АЗМОЛ Гарант, ГАЛОЛ М-4042, М16ИХП-3 до 5 °С
на маловязком масле М8В2С до минус 25 °С

Реверсивная трансмиссия

Реверсивная трансмиссия предназначена для увеличения скоростного режима танка при движении передним и задним ходом (ЗХ). Повышенные (ускоренные) передачи заднего хода обеспечивают, при необходимости, быструю смену позиций в боевых условиях без разворота танка. Трансмиссия адаптирована к системе автоматизированного управления и оснащена датчиком частоты вращения.

Реверсивная трансмиссия состоит из коробки передач (КП) и соединена соосно с реверсивной бортовой передачей. По расположению в танке трансмиссии классифицируют как правую и левую. Они располагаются в правом и левом бортах корпуса соосно с выходным валом двигателя.

Коробки передач

Коробки передач планетарного типа с фрикционным включением передач. Коробки передач обеспечивают 7 передач вперед и 5 назад.

Реверсивные бортовые передачи

Реверсивные бортовые передачи состоят из двух планетарных рядов. Включение прямого хода и реверса осуществляется зубчатой муфтой, что обеспечивает дополнительно четыре передачи заднего хода.

Защита танка

image

Основной боевой танк «Оплот» обладает комбинированной системой защиты, состоящей из пассивной брони, встроенной динамической защиты «Нож» и ряда других устройств защиты танка, оптимизированных против современных средств поражения танков, значительно снижающих уязвимость танка от всех видов противотанковых средств.

Броневая защита танка «Оплот», имеющая современную многослойную броню и установленный на башне и корпусе комплект встроенной динамической защиты второго поколения, обеспечивает танку высокий уровень живучести на поле боя. Пассивная броня представляет собой «слоеный пирог», состоящий из броневых листов и керамических материалов, которые прекрасно защищают от большинства нынешних средств поражения посредством существенного увеличения устойчивости к пробитию и вероятности откалывания брони на внутренней поверхности. На передней части корпуса и башни танка «Оплот» установлена встроенная динамическая защита нового поколения типа «Нож», которая обеспечивает защищенность от кумулятивных и бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Кроме корпуса и башни, контейнеры встроенной динамической защиты также установлены по бортам передней части корпуса и обеспечивают дополнительную защиту отделения управления по бокам. Комплекс встроенной динамической защиты танка имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменен или модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты. Пассивная броня и встроенная динамическая защита в комплексе обеспечивают отличную защиту от самых современных противотанковых средств.

Поскольку противотанковые средства, поражающие танк со стороны крыши башни, представляют серьезную угрозу, крыша башни танка «Оплот» между люками командира и наводчика оборудована дополнительной защитой от таких средств поражения.

На бортах корпуса танка установлены широкие резиновые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту от противотанковых ручных средств, имеющих пехотинцы противника.

Животность танка «Оплот» также повышается с помощью комплекса оптико-электронного противодействия «Варта» и состоит из системы предупреждения о лазерном облучении (она предупреждает об угрозе применения средств поражения с лазерной наводкой), осветителей постановки инфракрасных помех и системы постановки дымовой/аэрозольной завесы.

Система предупреждения о лазерном облучении имеет пульт управления, блок управления и четыре головки обнаружения лазерного луча (две точные головки, установленные в передней части крыши башни, и две грубые головки, установленные в кормовой части крыши башни), реагирующие на луч лазерного дальномера, лазерные целеуказатели и высокоточные боеприпасы, имеющие лазерную систему наведения. Система позволяет экипажу танка своевременно реагировать на возможные угрозы.

Осветители постановки инфракрасных помех выдают ложный сигнал для приближающейся системы наведения управляемой ракеты с помощью непрерывной выработки кодированных импульсных инфракрасных сигналов-помех. Это позволяет срывать наведение приближающихся противотанковых управляемых боеприпасов.

Система постановки дымового занавеса может функционировать в составе комплекса оптико-электронного заглушения «Варта» или автономно. Система постановки дымовой петли имеет 12 пусковых установок дымовых гранат и пульт управления с кнопками пуска гранат. Пусковые установки управляются электрическим способом и разделены на две группы, каждая из которых установлена на борту башни (правом или левом) и имеет кожух-обтекатель. Гранаты могут выстреливаться автоматически (в случае получения сигнала от системы предупреждения о лазерном облучении противником) или в ручном режиме (с места командира или наводчика).

Учитывая способность тепловизоров обеспечивать видимость сквозь обычный дымовой занавес и некоторые другие оптические помехи, вместо дымовых могут использоваться аэрозольные гранаты для постановки аэрозольной завесы, из-за которой тепловизоры «не видят».

Т-84У также может устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя (т.е. используя так называемую термодымовую аппаратуру).

Приборы наблюдения танка сконструированы таким образом, что глаз оператора защищен от вредного воздействия лучей лазерных устройств противника.

Система коллективной защиты обеспечивает защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия оружия массового поражения: ядерного оружия, радиоактивной пыли, ядовитых и бактериологических веществ. Противорадиационная защита выполнена в виде подбоев на внутренних и наружных поверхностях танка, чтобы обеспечить защищенность от радиации, возникающей при ядерных взрывах. Также установлена подложка, что значительно уменьшает вероятность поражения экипажа и внутреннего оборудования танка в результате откалывания брони с внутренней поверхности при попадании снаряда в танк.

Справа и слева от сидения механика-водителя расположены пилерсы, повышающие устойчивость днища корпуса к воздействию взрыва противотанковой мины.

При разработке конструкции «Оплота» разработчики уделили большое внимание неотложной необходимости снижения заметности (тепловой, радарной, акустической и т.п.) танка. В частности, моторно-трансмиссионное отделение танка имеет систему понижения тепловой заметности: крыша моторно-трансмиссионного отделения оснащена специальными теплоизоляционными устройствами, что позволяет снизить тепловую заметность танка.

Для предотвращения обнаружения танка на поле боя с помощью радара танк имеет антирадарное покрытие. Башня танка также оснащена резиновыми щитками, свисающими с передней части башни и снижающими заметность танка для радаров.

Существенные меры предприняты для защиты экипажа танка от пожаров внутри машины: быстродействующая система пожаротушения обеспечивает обнаружение и тушение пожаров как в отделении экипажа, так и в моторно-трансмиссионном отделении.

На вариантах танка поставленных в США устанавливался КАЗ «Дрозд», но при этом отсутствовал КОЭП.

Детальные ТТХ танка Т-84 «Оплот»
Параметр Значение
Размеры
- длина (с пушкой на нос), м 9,664
- длина (по корпусу), м 7,705
- ширина (без бортовых экранов), м 3,595
- ширина (с бортовыми экранами), м 3,775
- высота (по крышу башни), м 2,215
- высота (с 12,7-мм зенитным пулеметом), м 2,76
Дорожный просвет, м 0.515
Ширина гусеничной ленты, м 0,58
Ширина колеи (по центру гусеничных лент), м 2,8
Длина гусеницы в соприкосновении с грунтом, м 4,29
Общие характеристики
Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 48
Удельная мощность, л.с./т 26
Давление на грунт, кг/см² 0,93
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65…72
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч 45…50
Вместимость топливных баков, л 1200
Диапазон рабочих температур, °C от -40 до +55
Запас хода
- по шоссе, км 450
- по пересеченной местности, км 350
Преодолеваемые преграды
Преодоление брода
- без подготовки, м 1,8
- с подготовкой, м 5
Градиент, % 63
Боковой крен, % 36
Высота преодолеваемой стенки, м 1
Ширина преодолеваемого рва, м 2,85
Двигатель двухтактный, многотопливный, 6-цилиндровый дизельный двигатель модели 6ТД-2с жидкостным охлаждением, впрыском топлива
мощность, л.с. 1200
при частоте вращения коленвала об/мин
Трансмиссия механическая, планетарная, 7 передних и 5 задних передач
Подвеска торсионная
Вооружение
- основное 125-мм гладкоствольная пушка КБА3
- спаренное 7,62-мм пулемет КТ-7,62
- зенитное 12,7-мм пулемет КТ-12,7
Боекомплект
- для основного вооружения, патронов 40 (28 в автомате заряжания)
- для спаренного пулемета, патронов 1250
- для зенитного пулемета, патронов 450

Фото:

тыньк

image
image
image
image



image
image

image
image
image
image
image
image






image
image

18 лайков

В данной теме предлагаю обсудить один из лучших постсоветских ОБТ - украинский Т-84 Оплот. И наверное один из самых красивых постсоветских ОБТ)

История

Продолжая заниматься доводкой и совершенствованием конструкции Т-80УД, для обеспечения его экспортного потенциала, ХКБМ одновременно вело работы и по проектированию Т-84. Прекрасно понимая, что любые усовершенствования практически неизбежно влекут за собой увеличение веса, конструкторы в первую очередь предприняли меры, направленные на сохранение уровня подвижности танка. Это требовало оснащения Т-84 новым, более мощным, чем 6ТД, двигателем. К счастью, далеко ходить за ним необходимости не было, в распоряжении харьковских конструкторов такой двигатель уже имелся — 6ТД-2 мощностью 1200 л.с., разработанный в ХКБД под руководством главного конструктора Н. К. Рязанцева.

Двигатель 6ТД-2 представляет собой развитие 6ТД. За счет увеличения степени наддува до 4,4 (у 6ТД — 3,35) мощность 6ТД-2 возросла на 200 л.с. Чтобы обеспечить требуемую величину наддува, был специально разработан новый двухступенчатый осецентробежный компрессор с высоким коэффициентом полезного действия (кстати, превышавшим аналогичный показатель одноступенчатого компрессора двигателя 6ТД). Так как в результате форсирования двигателя выросла температура выпускных газов и обороты вращения турбины, пришлось перепроектировать и этот узел (попутно совместно с Киевским институтом сварки им. Е. О. Патона была разработана серийная технология автоматической сварки его лопаток из нового жаростойкого материала). Для повышения коэффициента приспособляемости (эта характеристика у двухтактных дизелей всегда хуже, чем у четырехтактных) была введена положительная коррекция подачи топлива в интервале оборотов 2600-2800 об/мин.

В легком и компактном двигателе 6ТД-2 удалось добиться чрезвычайно высокого показателя литровой мощности — 73,8 л.с./л при удельной массе всего 0,98 кг/л.с. По этим параметрам 6ТД-2 превосходит только до предела «навороченный» турбодизель V-8X 1500 фирмы «Юни Дизель» французского танка «Леклерк». Но, строго говоря, V-8X 1500 — это уже некий симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины. Его уникальная система наддува высокого давления «Гипербар» обеспечивает степень наддува 7,85. С одного литра рабочего объема такого «гибрида» удалось снять 91 л.с. при удельной массе двигателя — 0,91 кг/л.с. Правда, за это пришлось заплатить достаточно высоким средним удельным расходом топлива (особенно на холостом ходу), достигающим 170 г/л.с. Более традиционный дизель МТ 883-1500 (МТ 883 Ка-500), разработки германской фирмы MTU, устанавливающийся на танк «Леопард-2», имеет гораздо более скромные показатели — литровую мощность 54,7 л.с./л при удельной массе 1,2 кг/л.с. Литровая мощность 1000-сильного российского В-92С2А танка Т-90С составляет 25,7 л.с./л, т.е. втрое меньше, чем у 6ТД-2.

Первые опытные двигатели 6ТД-2 были изготовлены в 1979 году и прошли длительные испытания, как на стендах, так и в составе танка. Надо сказать, что для совершенствования силовых установок в ХКБД был создан специальный испытательный комплекс «181Н», позволяющий проводить исследования и испытания в условиях, соответствующих натурным: здесь были возможны испытания двигателей не только с подогревом наддувочного воздуха до +50°С, но и в пылевых условиях, в условиях «высокогорья» (со степенью разрежения воздуха, соответствующего высоте 3000 м), в холодильных камерах с температурами до -50°С и многое другое.

Несмотря на лишние две сотни «лошадок», двигатель 6ТД-2 удалось унифицировать с 6ТД на 90,12%, а благодаря сохранению габаритов и посадочных мест установка более мощного дизеля в моторно-трансмиссионное отделение танка не вызвала особых проблем. Правда, возросшая мощность двигателя, устанавливаемого на Т-84, потребовала повышения эффективности системы охлаждения. Чтобы увеличить поток охлаждающего воздуха через радиаторы, пришлось доработать эжекционную систему, увеличив выходной диаметр соплового аппарата, а в самих радиаторах ввести еще один — седьмой — ряд. Благодаря принятым мерам с возросшим тепловыделением удалось справиться, и в 1992 году, после успешных испытаний опытной машины с новым двигателем и доработанной системой охлаждения, межведомственная комиссия рассмотрела и утвердила конструкторскую документацию на серийное изготовление, испытания и приемку танка Т-84 с двигателем 6ТД-2 мощностью 1200 л.с.

В том же 1992 году был изготовлен и успешно испытан опытный образец сварно-катаной башни. Проект сварно-катаной башни — «катанки» — разрабатывался ХКБМ еще в 1984-86 годах, в рамках темы унифицированного боевого отделения. Но тогда до запуска башни в производство дело так и не дошло, хотя она и имела ряд несомненных преимуществ — улучшенную бронезащиту, повышенную живучесть, была более технологичной и дешевой в производстве. Учитывая хорошо налаженное в СССР производство литых башен, министерство не спешило заменять их сварными. Однако после развала Союза ситуация для завода им. Малышева коренным образом изменилась. Если ранее он получал литую башню и броневые детали корпуса из Мариуполя, с «Азовмаша», то теперь их производство там ликвидировали, и восстановлению оно не подлежало. Попытка закупить литые башни в России также провалилась, поставщик затребовал такую сумму, что переговоры пришлось прекратить. В результате пришлось налаживать серийное производство сварных башен на месте, в Харькове, для чего был специально реконструирован в «башенный» цех № 150. Теперь с «Азовмаша» поступал только броневой прокат, а окончательная сборка и обработка башен производилась в Харькове.

В соответствии с постановлением о создании танка Т-84 были развернуты и работы по созданию украинского варианта танкового орудия. В советские времена практически все производство танковых орудий было сосредоточено в Перми на объединении «Мотовилихинские заводы», откуда они и поступали в Харьков. В 1993 году Государственный научно-технический центр артиллерийско-стрелкового вооружения (генеральный конструктор Л.И. Бондаренко) при Киевском заводе «Большевик» (единственная подобная организация в Украине) приступила к конструкторской разработке орудия КБАЗ, являющегося близким эквивалентом советского орудия 2А46М-1. К 1996 году здесь был изготовлен опытный образец и проведены его предварительные испытания. Однако запустить в Киеве танковое орудие в серийное производство оказалось невозможно. Завод «Большевик» не имел ни специального оборудования, ни своего заготовительного производства. В результате была принята следующая схема серийного производства — орудия собираются на заводе им. Малышева, стволы поступают с АО «СМНПО» им. М. В. Фрунзе (г. Сумы), орудийные стали поставляются запорожским предприятием «Днепроспецсталь», конструкторское сопровождение обеспечивает ХКБМ. Благодаря тому, что завод им. Фрунзе уже выпускал утяжеленные трубы для нефтегазодобычи и был практически полностью оснащен необходимым оборудованием для производства стволов (оставалось только установить некоторое дополнительное оборудование для специфических операций), производство 125-мм танковых орудий было налажено уже к марту 1998 года. Кроме того, были разработаны варианты орудий для оснащения модернизируемых танков Т-55 (КБА3К) и Т-72 (КБМ1М), а также КБМ2, вариант орудия, которое может эксплуатироваться со всеми типами боеприпасов калибра 120 мм стандарта НАТО.

Весной 1995 года опытный танк Т-84 был впервые продемонстрирован ХКБМ при содействии «Укрспецэкспорта» (госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения) на международной выставке вооружений «IDEX-95» в Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты. Эта машина, получившая объектовый номер 478ДУ2, отличалась от своего «прародителя» — танка Т-80УД сварно-катаной башней, установкой комплекса оптико-электронного противодействия (КОЭП) ТШУ-1 «Штора-1», а также более мощным двигателем 6ТД2.

Сварно-катаная башня с цельноштампованной крышей, которую получил Т-84, изготавливалась из высококачественной броневой стали электрошлаковой переплавки, благодаря чему имела повышенную прочность и живучесть. За счет более простой формы в ней удобнее компоновалось многослойное бронирование (состоящее из броневых листов и прослоек из керамического материала), вырос, по сравнению с литой, и ее внутренний объем. Принимая во внимание перспективы создания различных экспортных модификаций, немаловажным было и то обстоятельство, что сварная башня давала больше возможностей по дальнейшему совершенствованию ее конструкции.

Кроме основного бронирования машина имела комплекс встроенной динамической защиты «Контакт 5». Повышение защищенности Т-84 от поражения противотанковыми управляемыми ракетами с лазерными системами наведения достигалось и установкой комплекса оптико-электронного противодействия ТШУ-1 «Штора-1». Он обеспечивал предупреждение экипажа о лазерном облучении (угрозе применения наводимых по лазерному лучу средств поражения), создание инфракрасных помех (сбивающих систему управления ПТУР) и постановку аэрозольных завес, рассеивающих лазерный луч вражеских прицелов и целеуказателей, снижая вероятность поражения танка в среднем в 1,95 раза.

Для более надежной работы силовой установки подверглась доработке система очистки воздуха, поступающего в двигатель. В ней были предусмотрены кассетные воздухоочистители, которые, дополнив использовавшиеся на ранних харьковских «восьмидесятках» воздухоочистители циклонного типа, обеспечили более надежную очистку поступающего воздуха, предотвратив пылевой износ деталей цилиндропоршневой группы — немаловажное обстоятельство для собравшихся в Абу-Даби потенциальных заказчиков из стран, как выражались в советские времена, «с жарким и пустынным климатом».

Хотя в результате нововведений масса Т-84 увеличилась по сравнению с Т-80УД на две тонны и составила 48 т, но благодаря более мощному двигателю танк прекрасно выступил в выставочных «бегах» — показе техники в движении, без труда взбираясь на горки, преодолевая рвы и совершая головокружительные прыжки с трамплина, ничуть не уступая в этом признанному «летающему танку» — российскому Т-80У с газотурбинным двигателем, также участвовавшем в программе демонстрации танков на ходу.

Модернизационный потенциал «восьмидесятки», продемонстрированный Т-84 на выставке в Абу-Даби, произвел впечатление на ее участников и во многом определил окончательный выбор пакистанской стороны, взявшей после испытаний 1993 года своеобразный тайм-аут. Уже в июле-сентябре 1995 года на территории Пакистана были организованы тендерные испытания танков по специальной программе: 3 тыс. километров пробега в пустынных условиях, стрельба днем и ночью по подвижным и неподвижным целям с ходу и с места. В их ходе две харьковские «восьмидесятки» продемонстрировали неоспоримое превосходство над китайскими Т-85, которые корпорация «Норинко» также предложила для перевооружения пакистанской армии (китайцам уже после 1000 км пробега пришлось менять двигатель, что автоматически отбросило их на первоначальную позицию).

В конце концов, после заключительных 100-дневных переговоров (как тут не вспомнить восточный базар, на котором покупка не совершается без продолжительного торга), 30 июля 1996 года был подписан контракт на поставку Пакистану 320 танков Т-80УД стоимостью 650 млн. долларов, в который также включалось обучение танкистов, поставки запчастей и сопровождение в эксплуатации. Можно сказать, что пакистанцы при покупке современного танка еще и сэкономили — украинский Т-80УД обошелся им примерно в 2 млн. долларов, тогда как за американский «Абрамс» им пришлось бы выложить 4,8 млн., а за французский «Леклерк» и все 5,5 млн. долларов.

Поставки танков в Пакистан были рассчитаны на три года, но первую партию из 15 машин заказчик пожелал получить непременно к 23 марта 1997 года. Причина была проста — именно в этот день в Пакистане отмечается национальный праздник, к которому был приурочен грандиозный военный парад. На заводе им. Малышева развернулись авральные работы (ситуация осложнялась тем, что по целому ряду узлов и деталей на предприятии не имелось особого задела), напоминавшие о временах социалистической штурмовщины, когда нужно было гнать план к концу года или ознаменовывать трудовыми подарками открытие очередного съезда КПСС. Чтобы успеть к сроку, партия танков должна была быть готова к 31 января. Пришлось работать без выходных, и в новогоднюю ночь, и в праздничные дни. 20 февраля 1997 года танки благополучно покинули Украину на отплывшем из Николаевского порта грузовом судне, а 23 марта прошли на параде в Исламабаде, дав возможность пакистанским военным «поиграть» своими новыми стальными мускулами. Но и для украинских производителей выгоды были очевидны — как отмечал генеральный конструктор М. Д. Борисюк, контракт, заключенный с Пакистаном, послужил мощным импульсом совершенствования Т-80УД, а также активизировал отработку всех систем и узлов для первого украинского танка Т-84 «Керн» в целом.

Дальнейшая отработка конструкции новых узлов Т-84 велась на целом ряде опытных машин, получивших объектовые номера: 478ДУ4, 478ДУ5, 478ДУ7, 478ДУ8. Пропуски в этом списке связаны с тем, что номера для объектов 478ДУ3 и 478ДУ6 хоть и были документально зарезервированы, но по различным причинам данные проекты не получили развития и не были реализованы в металле.

Опытный объект 478ДУ4 получил адаптированную к новому, более мощному двигателю усовершенствованную коробку передач, в которой кроме обычных 7 передач вперед было предусмотрено и 3 передачи назад (на Т-80УД — 1 назад). Эта коробка существенно расширила диапазон скоростей движения танка. Теперь по хорошей дороге Т-84 без труда развивал скорость не 60, а 73 км/час, движение же назад стало возможно со скоростью до 32 км/час.

Опытную машину, которая в дальнейшем получила индекс 478ДУ5, оборудовали кондиционером мощностью 4 кВт с расходом воздуха 250 м3/час для обеспечения комфортных условий обитания экипажа и нормальной работы приборов — очень полезное устройство для танков, эксплуатирующихся в странах с жарким климатом, где температура окружающего воздуха может доходить до +55°С. Так, например, по данным индийского журнала Political Events, на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера в течение четырех лет вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. На 478ДУ5 кондиционер разместили в специальном боксе, укрепленном на кормовой части башни, туда же в изолированный от боевого отделения отсек вынесли и часть боеприпасов.

На 478ДУ5 испытывалась и система управления автоматической трансмиссией (СУАТ), которая обеспечивала управление режимами работы двигателя и автоматизированное переключение передач с целью экономии топлива и снижения нагрузок на механика-водителя, который управлял танком уже не традиционными для советских машин рычагами, а с помощью установленного перед ним специального штурвала. Система также автоматизировала режим запуска двигателя и обеспечивала более удобное отображение информации о режимах работы силовой установки — при помощи различных цифровых индикаторов на щитке механика-водителя.

В 1998 году Т-84 вместе с американским М1А2 «Абрамсом», германским «Леопардом 2А5», российским Т-80У, британским «Челленжером 2Е», французским «Леклерком» принял участие в предтендерных испытаниях в Греции, собиравшейся обновить свой танковый парк.

По результатам всех испытаний и опытно-конструкторских работ, проводившихся в указанный период, в конструкцию Т-84 были внесены многочисленные изменения, что привело к появлению его улучшенной версии, ставшей первой из изделий с индексом 478ДУ9. Эта машина была продемонстрирована в 1999 году в Абу-Даби на выставке IDEX-99 (в некоторых изданиях она именовалась Т-84У, но в самом ХКБМ подобное название никогда не использовалось). Кстати, Т-84 оказался на выставке единственным танком, демонстрировавшимся на ходу, в очередной раз проявив свои превосходные ходовые качества.

В конструкции 478ДУ9 серьезное внимание было уделено различным мерам по повышению защищенности. Так, для улучшения защиты лобовой части корпуса и башни от кумулятивных и ударно-кумулятивных (типа «ударное ядро») боеприпасов вместо динамической защиты «Контакт 5» (разработки НИИ Стали) был установлен новый комплекс динамической защиты (КДЗ) украинской разработки «Нож» (ХСЧКВ) с повышенными характеристиками (по сравнению с 4С22 эффективность возросла до 2,5 раз). Начало работ над КДЗ «Нож» относится к 1997 году, когда возникли проблемы с поставками в Пакистан танков Т-80УД, изначально оснащавшимися «Контактом 5». Дело в том, что патентодержатель — российский НИИ Стали, получив незадолго до этого международный патент на данную систему динамической защиты, затребовал у завода им. Малышева за ее использование оплату в 55 млн. долларов (т.е. почти 10% от общей стоимости контракта).

В бортовой проекции некоторое улучшение защищенности было достигнуто за счет увеличения площади бортовых экранов, которые продолжили практически до ступиц опорных катков. Это позволило снизить тепловую заметность танка за счет экранирования теплового излучения от нагревающихся при движении ступиц и резиновых бандажей опорных катков, разогревающихся при движении до 200°С. Кроме того, такие экраны значительно уменьшили пылеобразование при движении танка за счет более оптимальной организации воздушных потоков, что особенно существенно при эксплуатации танков в условиях пустынной и степной местности.

В современных условиях, когда танки напичканы самым разнообразным энергоемким электрическим оборудованием, отсутствие вспомогательного источника электроэнергии расценивается заказчиком как существенный недостаток. Поэтому на 478ДУ9 была установлена вспомогательная силовая установка ЭА-8А (электрическая мощность генератора 8 кВт), которая обеспечивала энергией все системы танка при выключенном двигателе, а также могла использоваться для запуска основного двигателя. Для вспомогательной установки в ХКБД был специально разработан небольшой дизельный двигатель — того же типа, что и основная силовая установка Т-84 (на российском газотурбинном Т-80 в качестве вспомогательного устанавливался газотурбинный агрегат ГТА-18). Масса всего агрегата составила 300 кг, время непрерывной работы — 24 часа, разместили его в задней части правой надгусеничной полки, в специальном бронированном ящике (ранее здесь находился топливный бак).

Танк получил комплекс радионавигационной аппаратуры 1КРНА, использующий данные спутниковой системы GPS NAVSTAR или российской ГЛОНАСС. С ее помощью местонахождение танка определяется с точностью до 20 м. Кроме того, была предусмотрена возможность передачи данных от радионавигационной аппаратуры в новый баллистический вычислитель 1В528-2, что позволило существенно повысить точность стрельбы. Обычная радиосвязь обеспечивалась станцией Р-163-50К, с дальностью действия до 50 км.

478ДУ9 щеголял на выставке и новой «обувкой» — на танке были установлены гусеницы с асфальтоходными башмаками (из полимерного материала), которые могли поставляться в двух вариантах — со съемными башмаками или с несъемными. Такие гусеницы позволяют сохранить дорожное покрытие и повышают плавность хода машины.

В феврале 2000 года основной боевой танк Т-84 (478ДУ9), на основании Постановления КМ № 237-5 от 08.02.2000 г., был принят на вооружение ВС Украины. Машина получила имя «Оплот». Хотя государственный заказ на Т-84 и оказался незначительным, всего 10 машин, но завод им. Малышева и ХКБМ могли утешаться тем, что принятие на вооружение повышает привлекательность Т-84 для потенциальных иностранных заказчиков, справедливо полагающих, что не стоит связываться с боевой техникой, не признанной даже собственными военными.

Хотя «Оплот» и создан на основе танка Т-80УД, однако отличается от него целым рядом усовершенствований: новой сварно-катаной башней; возможностью установки двигателя 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. вместо 6ТД мощностью 1000 л.с; встроенной динамической защитой нового поколения, обеспечивающей повышение защищенности в переднем секторе как от кумулятивных, так и от бронебойных снарядов; наличием системы оптико-электронного подавления «Варта»; вооружением украинского производства (125-мм танковая пушка — пусковая установка КБА-3, пулеметы КТ-12,7 и КТ-7,62). Несмотря на увеличение массы до 48 т (вместо 46 т), благодаря более мощному двигателю и усовершенствованной трансмиссии, скорость движения танка даже возросла (73 км/ч вперед и 32 км/ч назад). Для обеспечения работы оборудования при выключенном основном двигателе на танке установлена вспомогательная силовая установка.

«Оплот» оснащен современным автоматизированным комплексом управления огнем с цифровым баллистическим вычислителем и тепловизионным дневным/ночным прицелом и автоматом заряжания (A3), которые обеспечивают ему высокую боевую эффективность применения вооружения. Зенитно-пулеметная установка (ЗПУ) с дистанционным управлением позволяет вести огонь по воздушным и наземным целям из боевого отделения танка. На Т-84 применены: система коллективной защиты (СКЗ) от воздействия оружия массового поражения, быстродействующая система противопожарного оборудования (ППО), оборудование для самоокапывания, оборудование для преодоления водных преград по дну (ОПВТ). В танке реализованы конструктивные решения, снижающие эффективность средств обнаружения и наведения по тепловому излучению и обеспечивающие защиту от воздействия огнесмесей типа «напалм». Предусмотрена возможность использования колейных ножевых минных тралов КМТ-6 или катково-ножевого трала КМТ-7.

Общая компоновка танка традиционная. Функционально он делится на три отделения: в носовой части расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя; в средней части — боевое отделение с вращающейся башней; в кормовой части — моторно-трансмиссионное отделение (МТО). В отделении управления располагается механик-водитель, в боевом отделении размещены: вооружение, основная часть боекомплекта, рабочее место командира (справа) и наводчика (слева). За счет высокой плотности компоновки забронированный объем «Оплота» составляет всего 11,2 м3, что достигнуто в основном за счет компактной схемы МТО с двигателем 6ТД-2, занимающим объем всего 3,7 м3. В результате конструкторам удалось получить танк с небольшими габаритами и боевой массой, но в то же время с мощным и эффективным вооружением и надежной защитой.

Сварной корпус Т-84 по конструкции идентичен корпусу Т-80УД. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой нового поколения. Бортовые экраны увеличенной ширины обеспечивают дополнительную защиту бортов корпуса и узлов ходовой части от противотанковых средств малой дальности действия, применяемых пехотой противника.

В передней части корпуса по центру расположен люк механика-водителя, который при открывании поднимается и поворачивается вправо. В отделении управления установлены специальные пиллерсы, которые повышают выживаемость механика-водителя при подрыве противотанковых мин под днищем машины. Позади сиденья механика-водителя имеется десантный люк. Для наблюдения за дорожными условиями он располагает тремя перископическими приборами наблюдения. Для вождения в ночных условиях вместо центрального прибора может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа или ТВН-5М.

Башня танка сварно-катаная, изготовленная с использованием стали, полученной методом электрошлакового переплава, которая обеспечивает прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15 процентов. Лобовая часть защищена многослойной броней. Крыша выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, а также обеспечило технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты, обеспечивающими защиту с верхней полусферы от элементов типа «ударное ядро». С целью повышения противорадиационной защиты экипажа корпус и башня в районах их рабочих мест прикрыты подбоем из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца.

Все вооружение размещается в башне. К нему относятся 125-мм пушка, 7,62-мм спаренный пулемет и 12,7-мм зенитный пулемет, боекомплект, система автоматического заряжания, комплекс управления огнем, дополнительные приборы наблюдения и приводы наведения, а также комплекс управляемого вооружения. Привод поворота башни — электрический, а вертикальной наводки пушки — гидравлический. Башня поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса — до 40 град/сек). На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни.

Основное вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ, заряжаемая при помощи автомата заряжания конвейерного типа. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Ствол пушки быстросъемный и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа пушки из танка.

Боекомплект к пушке составляет 40 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из которых 28 размещены в конвейере автомата заряжания. По сравнению с Т-80УД боекомплект «Оплота» меньше (в Т-80УД он составлял 45 выстрелов), так как часть его была «вытеснена» вновь устанавливаемыми электроблоками и системами. Применяемые боеприпасы: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные снаряды, а также ракеты, управляемые по лазерному лучу, стрельба которыми может осуществляться в движении по движущейся цели. Танковые управляемые ракеты «Комбат», разработанные специалистами Киевского КБ «Луч», имеют тандемную боевую часть, что позволяет им поражать цели, оснащенные динамической защитой и современной многослойной броней. Общий вес ракеты — 30 кг, система управления полуавтоматическая (аналогичная российским КУВ «Рефлекс» и «Свирь»).

Танк «Оплот» оснащен современным комплексом управления огнем, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела. Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1Г46М «Проминь», тепловизионного прицела «Буран-Катрин-Э», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 «АГАТ-CM», баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, усовершенствованного стабилизатора вооружения 2Е42М, датчика измерения начальной скорости снаряда, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М (по вертикали в диапазоне углов от -3° до +20° зенитный пулемет стабилизирован).

Дневной прицел наводчика 1Г46М имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал наведения управляемой ракеты. Поле зрения прицела имеет увеличение в диапазоне от 2,7х до 12х. Встроенный лазерный дальномер обеспечивает измерение дальности до цели до 10000 метров и обладает точностью ±10 метров. Измеренная дальность высвечивается на сегментном табло (вместе с сигналом готовности к стрельбе и типом боепри-паса) в нижней части поля зрения прицела наводчика.

Тепловизионный прицел «Буран-Катрин-Э» включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика, монитор, а также пульт управления командира. Тепловизионный прицел обычно управляется наводчиком, однако командир может взять управление на себя и вести огонь из пушки или спаренного с ней пулемета при помощи своих органов управления и монитора тепловизионно-го изображения. Тепловизионный прицел позволяет наводчику и командиру обнаруживать цели и вести огонь по ним почти при любых погодных условиях на больших дальностях и с высокой точностью, что является большим преимуществом при работе в условиях плохой видимости, а также в темное время суток.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 состоит из комбинированного дневного-ночного прицела командира ТКН-5 и датчика положения пушки. ТКН-5 имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной канал с кратностью 5,8х. Кроме того, прицел имеет встроенный лазерный дальномер, обеспечивающий командиру возможность измерения дальности до цели независимо от наводчика, а также устройство ввода бокового упреждения. Благодаря ему в «Оплоте» командир обладает лучшими возможностями по поиску и самостоятельному поражению целей по сравнению с Т-80У, Т-80УД, Т-90.

Баллистический вычислитель ЛИО-В рассчитывает баллистические поправки, автоматически учитывая данные о скорости танка, угловой скорости цели, угле крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно вручную вводятся: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.

Для автоматического учета остаточного теплового изгиба ствола, при расчете баллистических поправок, на танке установлена система учета изгиба канала ствола (СУИТ-1), которая передает информацию о величине изгиба в танковый баллистический вычислитель. Танк также оснащен датчиком измерения начальной скорости снаряда, который вводит эту информацию после каждого выстрела в танковый баллистический вычислитель, вырабатывающий поправки на износ канала ствола, температуру заряда и другие факторы.

Средства защиты, примененные на Т-84, включают: пассивную броню, встроенную динамическую защиту, комплекс оптико-электронного противодействия и ряд других устройств.

Современная многослойная броня танка Т-84 представляет собой своего рода «слоеный пирог», состоящий из броневых листов и керамических материалов, защищающий от большинства ныне существующих средств поражения. Кроме того, на передней части корпуса и башни установлена встроенная динамическая защита второго поколения типа «Нож»(ХСЧКВ). Она разработана СКТБ ИПП НАНУ совместно с ГП БЦКТ «МИКРОТЕК», НИЦ «Материалообработка взрывом» ИЭС им. Патона НАНУ и ХКБМ им. Морозова и обеспечивает защиту танка от бронебойно-подкалиберных снарядов, кумулятивных средств поражения и ударно-кумулятивных боеприпасов типа «ударное ядро». Основным отличием «Ножа» от существующих типов динамической защиты является воздействие на атакующие средства поражения плоской кумулятивной струей, а не метанием пластин в направлении атакующего боеприпаса, что в тех или иных вариантах является принципом воздействия систем динамической защиты первого поколения («Контакт-1/5», Blazer). Модули «Ножа» отличает высокая надежность (гарантированное срабатывание, исключение передачи детонации на соседние контейнеры), безопасность при обстреле из стрелкового оружия, отсутствие детонации от осколков и зажигательных смесей, простота монтажа, невысокая стоимость, взаимозаменяемость с элементами встроенной динамической защиты 4С20 или 4С22. Уровень защиты танка, обеспечиваемый «Ножом», по сравнению с блоками 4С20 или 4С22 выше более чем в 2 раза.

На бортах корпуса танка установлены уширенные резиновые экраны (у которых в носовой части имеется бронирование и встроенная динамическая защита), обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств.

Свой вклад в повышение уровня защищенности «Оплота» вносит и установленный на нем комплекс оптико-электронного противодействия «Варта». По своему назначению (предупреждение экипажа о лазерном облучении, постановка активных помех противотанковым комплексам) он аналогичен комплексу ТШУ-1-7 «Штора-1», разработанному в конце 80-х годов. Однако, учитывая, что современные лазерные дальномеры работают в диапазоне более коротких длин волн, усовершенствованный комплекс «Варта» получил соответствующие оптические элементы на основе селенида цинка. В состав комплекса входит: система предупреждения о лазерном облучении (предупреждает об угрозе применения наводимых по лазерному лучу средств поражения), осветители постановки инфракрасных помех и система постановки дымовой/аэрозольной завесы.

Система предупреждения о лазерном облучении позволяет экипажу танка своевременно реагировать на возникающие угрозы. Основным ее элементом являются четыре головки обнаружения лазерного луча (две точные головки, установленные в передней части крыши башни, и две грубые головки, установленные в кормовой части крыши башни), которые реагируют на лучи лазерных дальномеров, лазерных целеуказателей и высокоточных боеприпасов, имеющих лазерную систему наведения.

Осветители постановки инфракрасных помех выдают ложный сигнал для системы наведения приближающейся управляемой ракеты посредством непрерывной выработки кодированных импульсных сигналов-помех, что позволяет срывать ее наведение.

Система постановки дымовой/аэрозольной завесы (рассеивающей лазерный луч) может функционировать как в составе комплекса оптико-электронного подавления, так и автономно. Она включает 12 пусковых установок дымовых/аэрозольных гранат и систему управления. Пусковые установки разделены на две группы, установленные на правом и левом бортах башни (прикрыты кожухом-обтекателем).

«Оплот» также может устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя (т.е. используя термодымовую аппаратуру).

На танке «Оплот» установлен мощный дизельный двигатель 6ТД, что обеспечивает ему высокую приемистость и хорошую маневренность. Двигатель оснащен устройством предварительного подогрева, используемом при эксплуатации танка в холодную погоду. Для снижения тепловой заметности крыша мотор-но-трансмиссионного отделения танка оснащена специальными теплоизолирующими экранами.

Хотя 6ТД-2 является дизельным двигателем, он может работать и на других типах топлива, в том числе на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции. Вместимость внутренних топливных баков составляет 700 литров. Еще 440 л топлива находятся в топливных баках, расположенных на надгусеничных полках. Запас хода танка по топливу составляет 400 км, для его увеличения на корме корпуса могут монтироваться две бочки с дополнительным запасом топлива, которые при необходимости легко сбрасываются. Каждая из них вмещает 200 л топлива и подсоединена к общей топливной системе.

Воздухозаборное устройство двигателя обеспечивает отбор воздуха из наименее запыленной области. Кроме того, воздухозаборное устройство позволяет танку преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 м без подготовки.

Система воздухоочистки состоит из двух основных компонентов: центробежных фильтров предварительной очистки и кассеты воздухоочистителя. Система позволяет эксплуатировать танк в жарких и пыльных условиях в объеме 1000-километрового пробега без необходимости менять фильтры.

Серийное производство танка Т-84 «Оплот» для Вооруженных сил Украины планировалось начать в 2000 году, однако из-за отсутствия финансирования этого не произошло. Тем не менее в августе того же года «Оплот» (опытная машина 478ДУ9) поучаствовал в военном параде, пройдя по Крещатику во главе колонны «шестьдесятчетверок».

В следующем, юбилейном для Украины 2001 году средства на производство Т-84 все же изыскали. Вероятно, одной из причин этому послужило и желание продемонстрировать новый танк в ходе военного парада в Киеве по случаю 10-летия независимости. На заводе им. Малышева было построено десять «Оплотов» (по спецификации 478ДУ9). Общая стоимость заказа составила 78,8 млн. грн., что по тогдашнему курсу соответствовало примерно 14,6 млн. долларов, или по 1 млн. 460 тыс. долларов за одну машину. После парада «Оплоты» были возвращены на завод, как для доработок, так и в ожидании полного перевода средств от Министерства обороны, но уже к концу года все машины были переданы на вооружение 72-й механизированной дивизии Южного оперативного командования.

Танк Т-84 активно продвигался и на зарубежные рынки, ведь именно бронетанковая тематика вывела Украину в десяток крупнейших мировых производителей военной техники и вооружений. Однако параллельно прошедшие тендеры на поставку танков в Турцию, Грецию и Малайзию, в которых участвовал танк Т-84, оказались для него малоуспешными.

Еще в 1997 году один из опытных Т-84 испытывался в Турции, которая изучала возможности для обновления своего танкового парка, состоящего в основном из устаревших М60, а в феврале 2000 года правительством этой страны был официально объявлен один из крупнейших тендеров в области вооружений на создание современного танка. Тендер оценивался в 4-4,5 млрд. долларов и первоначально предполагал, что страна-победитель поставит Анкаре 250 основных боевых танков и получит заказ на организацию их дальнейшего производства в Турции. В результате Турция рассчитывала создать собственную современную танкостроительную отрасль, подобно тому, как Анкара уже создала при участии США собственную авиапромышленность. Для участия в тендере были приглашены ведущие фирмы в области танкостроения, но в результате дальнейшего отбора в финал первого этапа вышли Германия, США, Украина и Франция.

Германия предложила Анкаре проект завода по сборке ограниченного парка машин Leopard-2A6, Франция также представила план «лимитированного» завода танков Leclerk, США на тех же условиях предложили собирать машины М1А2 Abrams. Украина пошла дальше своих конкурентов — разработав специально для Турции проект завода по сборке неограниченного парка «чисто турецкой» модели танка Т-84, вооруженного 120-мм орудием (так как Турция является членом НАТО, то одним из непременных условий конкурса являлось соответствие основного вооружения танка стандартам этого блока, данное требование исключило из участников конкурса, например, такого мощного игрока, как Россия).

Украинская машина, заводской индекс 478Н, получившая позднее «отуреченное» название «Ятаган» (в различных изданиях она именовалась также КЕРН 2-120, Т-84-120, Т-84У, однако ХКБМ эти названия не использовались) была разработана в конце 1999 года. Она собралась из комплектующих украинского производства, хотя предусматривалось (по желанию заказчика) и установка систем зарубежных производителей. При разработке «Ятагана» использовались технические решения, проверенные при проведении модернизации танка Т-72-120, который впервые демонстрировался на международной выставке вооружений IDEX-99. Так как 120-мм орудие (в отличие от советского 125-мм) использует унитарные боеприпасы, то для Т-72-120 был разработан совершенно новый автомат заряжания заман-ного типа, который разместили в задней части башни в навесной кормовой нише.

Первый образец «Ятагана» вооружался 120-мм гладкоствольным орудием украинского производства КБМ2, конструкция которого отвечает требованиям стандартов НАТО. Однако, учитывая жесткие сроки подготовки к тендеру, осенью 1999 года ХКБМ заключило через ГК «Укрспецэкспорт» контракт со швейцарской фирмой Swiss Ordnace Enterprice Corp. на изготовление для орудия КБМ2 120-мм ствола (ствол пушки КБМ2 быстросъем-ный и может быть заменен даже в полевых условиях). Заряжание пушки танка «Ятаган» производится с помощью автомата заряжания. Боекомплект составляет сорок выстрелов — 22 выстрела размещены в конвейере автомата заряжания в специальном отсеке в задней части башни, отделенном от боевого отделения бронированной перегородкой, в крыше отсека имеются вышибные панели, чем обеспечивается безопасность экипажа в случае подрыва боекомплекта, 16 выстрелов размещены во вспомогательной механизированной боеукладке, размещенной в корпусе, а еще 2 выстрела разместили в боевом отделении. Применяются боеприпасы всех типов, разработанных в соответствии со стандартами НАТО — STANAG 4385 и STANAG 4110 (APFSDS-T, HEAT-MP-T и другие), а также управляемые по лазерному лучу ракеты производства Украины, адаптированные к калибру 120 мм. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8-10 выстр./мин, предусмотрены также режимы полуавтоматического и ручного заряжания пушки с использованием боеприпасов, находящихся в боеукладке в корпусе танка. На танке «Ятаган» установлен комплекс управления огнем танка Т-84 «Оплот», адаптированный к новому вооружению. Основной его особенностью является обеспечение возможности пуска ракеты калибра 120 мм через ствол пушки.

По оценкам специалистов, с точки зрения технических характеристик шансы всех четырех машин, участвовавших во втором этапе тендера, были приблизительно равными. Но по неофициальным результатам комплексных испытаний, проходивших как на полигонах Турции, так и на территории стран-конкурентов, на первое и второе места вышли Leopard и «Ятаган». К преимуществам украинского танка можно было отнести то, что он примерно на 10 т легче своего конкурента, ниже (т.е. менее уязвим), без подготовки преодолевает водные преграды глубиной до 1,8 м. К тому же уникальный харьковский двигатель удалось прекрасно приспособить к работе в условиях жаркого климата, благодаря чему он не терял мощности при температуре воздуха до +55°С. Немаловажным было и то обстоятельство, что Украина выставила за «Ятаган» самую низкую цену, а также оказалась единственной страной, готовой передать Анкаре технологию танкового производства. Специально с учетом технологий массового производства харьковским ХКБМ им. Морозова была разработана конструкторская документация для серийного «Ятагана» (индекс 478Н1).

Однако в современном военном бизнесе победителей зачастую определяют факторы, не имеющие отношения к качеству продукции такие как, например, политика страны-участницы или ее принадлежность к тем или иным военно-политическим блокам. В течение 2001-2005 годов Турция откровенно пыталась затянуть дорогостоящий тендер, объясняя задержку потерями, которые бюджет страны понес в результате потрясших в этот период страну дождей, эпидемий и землетрясений, надеясь извлечь из тендера и политические дивиденды (используя его, например, в качестве инструмента воздействия на Германию, в вопросе ее поддержки принятия Турции в ЕС).

В конце концов, Анкаре действительно пришлось умерить свои военные аппетиты — в перечень сокращаемых военных программ попал танковый тендер. Предпочтение было отдано модернизации 170 устаревших танков М60 (688-миллионный контракт на эти работы получила компания Israel Military Industries). По отдельному соглашению командование сухопутных сил Турции заключило также контракт на поставку в страну 298 бывших на вооружении германской армии танков Leopard 2А4, которые предварительно должны были пройти капитальный ремонт на заводах фирм Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall Landsysteme.

Аналогичная ситуация сложилась ранее и на танковом тендере в Греции — в результате эта страна также решила закупить немецкие танки Leopard.

В 2000 году Т-84 принял участие и в международном тендере, проводимом Малайзией, в рамках которого сравнительные испытания проходили также польский танк PT-91 «Тварды» (являющийся модернизацией советского Т-72М), российский Т-90С и шведский легкий танк CV90 120. Весной того года украинский Т-84 был представлен на выставке вооружений «DSA-2000» в Куала-Лумпур, что являлось обязательным условием для участия в конкурсе на поставку танков и соответствующих машин поддержки (бронированные ремонтно-эва-куационные машины — БРЭМ) для армии этой страны. Испытания в Малайзии проходили в период с 19 июня по 21 августа, причем местных военных в основном интересовали подвижность и эксплуатационная надежность танков в непростых местных условиях. Машинам было предложено пройти около 2800 км в джунглях, горной местности, через заболоченные участки и водные преграды. Вместе с танком Т-84 (объект 478ДУ7) в Малайзию была доставлена и разработанная на его базе бронированная ремон-тно-эвакуационная машина БРЭМ-84, назначение которой — эвакуация поврежденных танков, буксировка неисправной техники и вытаскивание застрявших машин, а также выполнение агрегатного ремонта непосредственно в полевых условиях. Вес БРЭМ-84 составляет 46 т, и, помимо крана грузоподъемностью 25 т (обеспечивающего демонтаж двигателя или башни танка), она оснащена тяговой лебедкой с усилием 25 т и вспомогательной лебедкой усилием 900 кг. Машина имеет грузовую платформу, комплект инструментов и приспособлений для ремонта танков, а также бульдозерное оборудование. Именно при помощи БРЭМ-84 украинские испытатели предлагали за ящик пива эвакуировать вышедший из строя во время пробега российский Т-90С, но «честь мундира» оказалась дороже — Т-90С эвакуировали при помощи «нейтрального» 50-тонного японского крана КАТО, заплатив за это 5 тыс. долларов.

Результаты малазийского конкурса оказались весьма неожиданными. Несмотря на то, что в ходе испытаний польский РТ-91 по большинству основных показателей значительно уступил и российскому Т-90С, и украинскому Т-84, тем не менее в апреле 2002 года правительство Малайзии объявило о решении закупить 48 танков РТ-91MZ и шесть БРЭМ «WZT-4» в Польше. Общая сумма контракта составила 370 млн. долларов. Российские эксперты утверждают, что один польский танк обошелся Малайзии приблизительно в 4 млн. долларов, или на 1,2 млн. дороже участвовавшего в этом тендере российского Т-90С и украинского Т-84. Такое неординарное решение можно объяснить лишь тем, что высшие польские государственные чиновники (в том числе и президент Польши Александр Квасьневский), в отличие от российских и украинских, уделяли гораздо больше внимания своим коллегам в Малайзии, обеспечив «удобные» условия оплаты контракта.

Так и не выиграв международных танковых тендеров, «Оплот» остается на вооружении исключительно украинской армии. Однако работы по совершенствованию конструкции танка продолжались вплоть до 2018 года. На сегодняшний день, «Оплоты» продолжают нести службу в ВС Украины на ряду с западными танками Leopard 2A6, Strv.122, M1A1 AIM SA и Chalenger 2.

4 лайка

Кхм

В чём их разница ?

99% обсуждения в той теме будут актуальны и тут. Смысл от темы?

3 лайка

Это мне тоже интересно танки ± одинаковы.

1 лайк

В том что это совершенно два разных ОБТ.
Это тоже самое, что сказать “А в чём смысл от Т-80БВМ если есть Т-64А”

3 лайка

Может быть это и так. Но в рамках обсуждения ничего нового тут не скажут.

Ну кто как. Разное бронирование, разная защищённость в целом, разный подход к модернизации.
Темы разные и не тебе решать какие темы создавать для обсуждения, а какие нет. Правил не нарушает да и всё.

10 лайков

Бумага

11 лайков

Хлам, не интересует.

17 лайков

Кароч, что тут обсуждать?
Все знают что стало с хтз после союза
Если это «лучшее», что хтз может отправить на соревнования в Европу
То лучше бы не поднимать лишний раз тему про этот «о великий танк»
Кого ТС пытается обмануть? Детей? 🤭

Кроме буклетика с характеристиками, как это должно быть - ничего нет
Считай Т-84 - бумага
Когда появится партия из, хотя бы, 20 работоспособных на 100% машин, тогда зови

В чем смысл этой темы? Словить негатив?
Да и вообще, мб надо создать по теме на каждую модификацию каждого танка?

Хотя…. Чел с немецким танкистом на аватарке, создает тему про т-84, восхваляет его и ставит в один ряд с реальной техникой, проверенной в боях,
как это свежо

18 лайков

Давно пора его увидеть в игре, отлично будет смотреться после Т-80БВМ

4 лайка

Вообще не самый красивый, есть красивее намного

5 лайков

внешний вид почти такой же как и у Т-80УК

3 лайка

Неплохо

Та же “Штора”, юзлесс

“2А46М” :D вопрос к БК, будет ли там что то интереснее БМ42 или БМ46?

Вот это прям хорошо, заявка на лучшую канистру для советов :D

3 лайка

Нет. К сожалению ничего лучше Манго.

1 лайк

Есть макеты.

На 11.7 с Манго — ну такое. Не говоря уж о том, что он там ни к селу, ни к городу.

1 лайк

Такое чувство что боеприпас нормальный дать не могут.

так вроде 44У-1 ~ 3бм46 по пробою

Если конечно макетные снаряды не введут, а так у них вроде 3БМ44 - альтернатива Манго, а 3БМ44У1 это макет, но могу ошибаться.
Они могут впихнуть Т-84У пониже, а на топ тир добавить Т-84-120.

1 лайк