История
Острый финансовый кризис в Великобритании в начале ХХ века стал причиной того что в составе RTC (Royal Tank Corps, Королевский Танковый Корпус) отсутствовали танки тяжелого типа. Ситуация начала изменяться лишь в конце 1930-х годов. Наличие подобных машин, которые бы имели толстое бронирование и мощное вооружение, способное пробить любую оборону противника, обуславливалось опасениями новой «окопной войны», призрак которой будоражил штабистов Великобритании после окончания первой мировой. Естественно с учетом данных обстоятельств чиновники из военного ведомства выдвинули соответствующие требования конструкторам.
Еще до начала Второй Мировой стало понятно, что многобашенная схема перестала быть актуальной. Танки вроде Т-35 или А1Е1 при наличии большого количества стволов имели тонкое бронирование, и потому играть роль «пехотных» не могли. При этом на создание принципиально новой машины выделять время и тратить средства совершенно не хотелось. Отсюда сделали вывод, что Танковый Корпус нуждается в аналоге Mk.VIII «Liberty», но выполненный на новом уровне.
Требования к новому танку для применения в боевых действиях на территории Европы обсуждались в июле 1939 года. В дискуссии непосредственное участие принимал министр снабжения Великобритании и сэр Альберт Стерн, который в годы Первой мировой возглавлял Департамент снабжения танками. Сер Альберта Стерна в британском танкостроении был легендой. Являясь секретарем Первого в Мире Комитета Сухопутных Кораблей, именно он во многом организовал в Великобритании серийное производство танков. Сэр Альберт имел не только чрезвычайно большой авторитет, но и еще больше самомнение, которое в данной работе сыграло отрицательную роль.
Вероятно, и министр снабжения и сэр Альберт предполагали, что удар немецкой армии будет нанесен непременно по «линии Мажино», которая даст возможность выдержать длительную осаду. А именно здесь пригодится опыт старших товарищей. В итоге сэру Альберту Стерну 5 сентября предложили сформировать комитет и разработать совместно с танковыми специалистами требования к тяжелому танку. В комитет вошли сэр Ю.Теннисон Д’Энкур, майор Уолтер Вильсон, мистер Рикардо и генерал Суинтона. Кроме того, Стерн сделал предложение сэру Уильяму Тритону из компании Foster посодействовать в разработке нового танка. В 1914-1918 годах эти люди непосредственно участвовали в проектировании и постройке «ромбов», ходовая часть которых наилучшим образом подходила для преодоления полевых заграждений и рвов. Учитывая, что в состав комитета вошли ветераны танкостроения ему дали неформальное прозвище The Old Gang (Старая Банда, TOG).
Вскоре комитет запросил Генштаб британской армии выдать на тяжелый танк требования в ответ на что ему предложили посетить Францию для ознакомления с конструкцией танков союзников. Кроме этого предполагалось узнать мнение офицеров штаба экспедиционного корпуса Великобритании. Очевидно, желание военных с мнением комитета о виде нового тяжелый танк не сильно отличались. В качестве примера мог послужить французский танк B1bis, который обладал всеми необходимыми качествами, за исключением сильного вооружения. Впрочем, компоновка B1bis повторяла тех. решения поздних «ромбов», в передней части корпуса которых планировалась установка мощного орудия. В результате ортодоксы танкостроения приняли решение совместить новое и старое, опередив, таким образом, своих союзников.
В октябре 1939 г. комитет, получивший официальное название «Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения», наконец получил полноценное техническое задание. Конструкция нового тяжелого танка предусматривала удлиненный корпус. В качестве движителя предполагалось использовать гусеницы, полностью охватывающий корпус по длине и высоте. Бронирование корпуса должно было выдерживать попадание с расстояния 91 метр (100 ярдов) снарядов противотанковых орудий калибра 37 мм и полевых гаубиц калибра 105 мм. Вооружение танка условно разделялось на два вида: пушка, установленная в лобовом листе корпуса и предназначавшаяся для разрушения полевых укреплений; две пушки калибра 40 мм и два пулемета BESA калибра 7,92 мм, установленные в бортовых спонсонах, предназначающиеся для «зачистки» вражеских окопов. Скорость танка ограничивалась 8 км\ч (5 миль\ч), с запасом хода не более 82 км (50 миль). Такие низкие ходовые качества были обусловлены концепцией «пехотного танка» – военные полагали, что машина данного типа не должна «убегать» от пехоты. Для доставки танков к переднему краю фронта хотели использовать железнодорожный транспорт.
Желая перестраховаться, военное ведомство выдало ТТЗ сразу двум компаниям – Foster и Harland & Wollf. Комитет работал на стороне Foster. Аббревиатуру TOG решили применить и к танку, хотя также использовали обозначение TOG1 (TOG №1). Кроме того, техническим заданием предусматривалось использование дизельного двигателя.
Таким образом, предъявленный в декабре 1939 г. эскизный проект тяжелого танка TOG объединял в себе передовые технические идеи и явные анахронизмы. «Старая банда» разработала многокатковую ходовую часть, имеющую жесткую подвеску без упругих элементов. Это упрощало конструкцию и снижало массу, но, несмотря на это, проектная масса танка без спонсонов, вооружения, боекомплекта составляла 50 тонн, а дизельного двигателя соответствующей мощности еще не создали. Вместо него предложили применить форсированный до 600 л.с 12-цилиндровый V-образный дизель Pacsman-Ricardo (мощность 450 л.с.). По проекту экипаж танка составляли 8 человек: командир машины, водитель, артиллерист и заряжающий переднего орудия, а также четыре танкиста в спонсонах.
Уже на данной стадии проектирования стали очевидны два просчета. В первую очередь это касалось вооружения. Примененная схема уже не соответствовала реалиям ведения войны. Бортовые спонсоны убрали, а на крыше корпуса рушили установить башню кругового вращения. Второй значительной проблемой стала трансмиссия. Предложенная Вильсоном схема с планетарным механизмом, учитывая массу танка, была неприемлема. Артур Стерн настоял на использовании в машине электромеханической трансмиссии. Он еще в 1916 г. безуспешно пытался внедрить данную схему на первые танки, однако реализовать данную идею удалось только теперь. К работе привлекли фирму English Electric Company, которая и разработала электрическую трансмиссию оригинальной схемы. На TOG двигатель вращал электрогенератор, служивший для питания двух бортовых двигателей. Штурвал управления связывался с изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях потенциометром. Поворот машины осуществлялся за счет разницы в скорости вращения гусениц.
В феврале 1940 года доработанный проект приняли к реализации. Был изготовлен деревянный макет и заказаны некоторые агрегаты и узлы. Дизайн с первого взгляда поражал архаичностью. Конструкция была узкой, высокой, длинной и неповоротливой. Она во многом повторяла концепцию ранних танков. Ромбовидная форма корпуса, траки из никелевой стали и пулеметные спонсонами по бокам лишь усугубляли архаичность. Сборку первого опытного образца фирма Foster завершила в октябре. Разработчики смогли уложиться в 50 «сухих» тонн, однако в корпусе по-прежнему сохранялись вырезы под спонсоны. На крыше смонтировали башню от пехотного танка «Matilda II». Вооружение TOG1 состояло из 75-миллиметрового орудия в лобовом листе корпуса и 40-миллиметровой пушки спаренной с 7,92-милиметровым пулеметом в башне. Для компенсации возросшей нагрузки на грунт ввели широкие гусеничные траки. Броня должна была выдержать попадание бронебойных снарядов калибра 47 мм, однако в последующем толщину постоянно пересматривали. Бортовая броня на прототипе имела толщину 65 мм.
Испытания прототипа танка TOG начавшиеся 27 сентября были трудными и продолжались довольно долго. 6 ноября танк показами представителям MoF (Ministry of Supply, Министерство Снабжения) и армии. Вес танка без спонсонов с башней от «Matilda II» составил 64555 кг. Во время испытаний силовая установка постоянно перегревалась, и устранить данную проблему не представлялось возможным. В конце концов, двигатель и трансмиссия вышли из строя. Ещё одной проблемой была низкая адаптированность конструкции трансмиссии. Во время работы трансмиссии деформировались направляющие колеса и гусеницы.
Вместе с тем, тяжелый танк TOG по основным ходовым качествам министерство вполне устраивал. Основной испытательный цикл завершили в июне 1941 г., однако MoF настояло на продолжении работ.
Чтобы исправить выявленные недостатки на прототип установили гидравлического трансмиссию, работы над которой продолжались в течение двух лет, после чего машине присвоили обозначение TOG 1А. Изготовлением нового оборудования занималась Hydraulic Coupling and Engineering Company. Управление данной модификацией было ненадежным из-за большой инерционности гидравлических пар. Несмотря на это, в мае 1943 г. приступили к тестам с гидравлическим приводом, но спустя месяц машину вернули для дальнейших доработок на завод. Последняя информация касательно TOG 1A датируется апрелем-маем 1944 г., когда прототип прошел еще одну серию тестов. После этого танк направили в Чобхэм на 100-тонном транспортере Пикфордз, где и теряются его следы.
Капитуляция Франции ознаменовала окончание позиционной войны на Западном фронте и необходимость в подобном танке отпала. Однако под влиянием некоторых чиновников, в числе которых был и У. Черчилль, работы по TOG продолжались. 6 мая 1940 г. был выдан заказ на доработанный прототип получивший обозначение TOG 2 (TOG №2). Точно не известно, для чего на ранней стадии разработки потребовался новый дизайн TOG, но вероятнее всего данное решение было связано с вооружением.
Для улучшения технических показателей требовались радикальные меры, в основном направленные на снижение массы танка TOG 2. Механика была идентична предшественнику, а явное отличие заключалось в гусеницах. Траки времен Первой Мировой остались неизменными, не появилась и подпружиненная подвеска. Корпус был переделан таким образом, что верхняя ветвь гусеницы опускалась в туннель, миновав заднее ведущее колесо, шла вперед и попадала на передний ленивец на выходе из туннеля. Гусеницу опустили в туннель для расширения корпуса под погон большей башни. Пушка в лобовом листе корпуса была демонтирована. Теперь основное вооружение – орудие калибра 57 мм – должно было монтироваться в башне новой конструкции. В спонсонах сохранялись пушки и пулеметы, однако сами спонсоны установлены не были. Впрочем, сразу получить башню не удалось, поэтому ее временно заменял деревянный макет, имеющий более простую форму с муляжом орудия. Дизель-электрическую трансмиссию, несмотря на ее перегревы, сохранили. Согласно сохранившимся записям на макет установили чугунные бортовые листы толщиной 63 мм.
Приводом для двух основных генераторов служил дизельный двигатель, связанный с ними механически.
Генераторы питали электродвигатели каждого борта. Для изменения скорости движения танка служила педаль подачи топлива дизельного двигателя. Дополнительную регулировку скорости обеспечивал ручной рычаг изменения сопротивления тока, питающего генератор и электродвигатель. Поворотом связанного с потенциометром руля в обмотках возбуждения генераторов изменялось сопротивление тока. В результате поворота руля в одну из сторон увеличивалась выходная мощность расположенного с противоположного борта электродвигателя из-за увеличения напряжения в его обмотках. Другой электродвигатель, питающийся своим генератором, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помогая таким образом осуществлять поворот. Это было одним из способов независимого реверсирования одного из двигателей и осуществления разворота танка вокруг своей оси. Поворот машины с радиусом равным его ширине осуществлялся затормаживанием пневматическими тормозами одной из гусениц.
Первые заводские «пробежки» прототип танка TOG 2 совершил 16 марта 1941 г. Дальнейшие испытания не выявили особых замечаний, однако время было упущено. Максимальная скорость танка составляла 14 км\ч, а запас хода до 112 км. Ходовая часть TOG 2 позволяла преодолевать машине рвы шириной 6,4 м и вертикальные стенки высотой 2,1 м.
В сентябре 1941 в конструкцию танка внесли значительные изменения, самой машине присвоили индекс TOG 2*. Орудие в лобовом листе и бортовые спонсоны убрали, а бронирование пересмотрели. Главную передачу также продолжили переделывать, но главное, на танке решили уставить торсионную подвеску, правда, до апреля 1943 г. это не реализовывали. Работы над TOG 2* затягивалась, а требования боя быстро менялись. В связи с этим конструкторы решили установить в башне 17-фунтовую пушку, разработанную Messrs Stothert and Pit. В 1944 году данную башню установили на А30 Челленджер.
Начавшиеся в апреле 1943 г. испытания подтвердили, что TOG 2* самый тяжелый (свыше 81 тонны) и самый мощный британским танком, однако использованная при его постройке концепция давно устарела. Даже несмотря на свое бронирование TOG уступал по вооружению и динамическим качествам немецкому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной пушкой калибра 75 мм, не говоря уже о «Tiger» и других более мощных танках. Маневренная война для TOG была губительна.
Несмотря на это, в 1942 году началось проектирование модификации TOG 2R (индекс R – revised, исправленный). Предполагалось, что на новой машине за счет отказа от спонсонов будет уменьшена длина ходовой части, при сохранении торсионной подвески, башни с электроприводом оснащенной орудием калибра 76,2 мм. Дальнейшим развитием тяжелого пехотного танка стал проект TOG 3. Однако, оба этих проекта так и не были реализованы. TOG изначально проектировался для войны, которая закончилась еще 20 лет тому назад. Старая Банда желая повторить свой триумф в TOG по сути создавала машину для Первой Мировой. То, что эпопея с TOG затянулась до 1944 года, говорит и о личном крахе Стерна и Старой Банды, и о том, что вместо разработки действительно нужных для Британии танков, очень многие инженеры на протяжении всей войны занимались изначальной ерундой.
Судьба тяжелого танка TOG 2* в отличие от TOG 1A оказалась более счастливой. После окончания войны он был отправлен на склад. В скором времени оттуда его извлекли, провели ремонтные работы и передали в танковый музей Бовингтона. Следует отметить, что на нем остался «родной» двигатель Paxman, хотя машина и не на ходу.
Фото