Народ, попрошу вас оставить комментарий после того, как проголосовали, а то тема быстро загнётся. Заранее спасибо
- Да
- Нет
История (очень много букв и корявый перевод)
В начале 1970-х годов бразильская армия приступила к разработке бронетехники. Они бы начали с колесной техники. После успешной разработки прототипов, которые впоследствии стали и EE-11 Urutu, бразильцы обратили свой взор на гусеничные машины. Как и в случае с предыдущими проектами колесной техники, инженеры начинали с малого. Сначала они приступили к ремоторизации легкодоступных, а затем приступили к разработке машины, известной как лёгкий танк. X1 был модернизацией Stuart, который был вооружен 90-мм пушкой низкого давления и должен был быть развит в целое семейство машин. Попытка усовершенствовать X1, исправив некоторые конструктивные недостатки, не увенчалась успехом. X1A1 был разработан для улучшения X1, но в процессе стал только хуже. Он был слишком длинным и узким, что делало управление очень сложной задачей. Для приведения X1A1 в пригодное для использования состояние потребовалась бы обширная программа восстановления, чего оно просто не стоило. Учитывая, что и X1, и X1A1 использовали в качестве основы уже 30-летний M3 Stuart, некоторые недостатки никогда не удалось бы исправить из-за возраста машин.
В результате было решено, что разработка совершенно нового танка – это путь вперед. Основываясь на опыте, полученном в ходе реализации проектов X1 и X1A1, проект X-15 будет использовать компоненты и принципы проектирования, полученные в ходе предыдущих преобразований. Например, он будет использовать подвеску X1A1, а также башню X1A1 для первого прототипа. Получившийся в результате танк проекта Х-15 получил обозначение Х1А2 и стал первым (и пока единственным) серийным танком, полностью спроектированным в Бразилии и использовавшимся на вооружении. Высказывается предположение, что разработка нового лёгкого танка отечественной разработки началась довольно рано. Точная дата неизвестна, но вполне возможно, что она уже началась с разработки X1 в 1973 году, и, возможно, действительно начала предпринимать шаги после неудачи X1A1. Где-то во время жизни проекта машина получила обозначение X1A2, скорее всего, когда было решено, что X15 будет использовать компоненты серии X1. Тем не менее, Centro de Pesquisa e Desenvolvimento de Blindados (CPDB) и Instituto de Pesquisas e Desenvolvimento (IPD) изучали концепцию лёгкого танка с двумя основными целями. Первый заключался в том, чтобы отказаться от капитального ремонта и переоборудования M3 Stuart, что было трудоемкой задачей и достигло своего предела для целей CPDB. Вторая цель состояла в том, чтобы создать транспортное средство, способное правильно управлять.
Получившийся в результате проект получил обозначение X15, где 15 означало его запланированный вес в 15 тонн (16,5 тонн США). Чтобы сэкономить деньги и время, инженеры решили, что лучше всего использовать уже приложенные усилия, интегрировав компоненты из проектов X1 в конструкцию X15. Подвеска и башня X1A1 были перенесены, и был построен достаточно эргономичный корпус. Единственный прототип X15 был построен в 1977 году, на котором изображен танк со значительно наклоненной лобовой частью, плавно переходящей в остальную конструкцию корпуса.
По этой причине X15 считается лучшим автомобилем, чем X1A2. Он был более эргономичным, поэтому в нем было меньше отходов, и он должен был весить 15 тонн вместо 19 тонн. Насколько проект Х-15 на самом деле весил 15 тонн, неизвестно. Похоже, что X15 превратился отсюда в X1A2 с более реалистичным дизайном для производства в то время. X1A2 кажется немного более грубо сделанным, что, возможно, сделало его производство немного проще, чем X15, где все пластины должны были быть выровнены довольно хорошо. Точная дата, когда был закончен первый прототип X1A2, неизвестна, но есть доказательства того, что корпус прототипа X1A2 приближался к завершению в июле 1978 года. Учитывая, что заместитель командующего бразильской армией предложил прервать производство X1 Pioneiro для X1A2 в июле 1978 года, можно предположить, что прототип X1A2 был построен в период с конца 1977 года по июль 1978 года. Как уже упоминалось, этот прототип объединил ходовую часть, башню, пушку и двигатель X1A1, а также использовал новые компоненты и конструктивные особенности для решения проблем X1A1. Он был протестирован Региональным парком мотомеканизации 2-го военного округа (Parque Regional de Motomecanização da 2a Região Militar, (PqRMM/2) (на английском языке: Региональный парк мотомеканизации 2-го военного округа). После испытаний машина, похоже, была принята и начато проектирование серийной версии. Он имел тот же дизельный двигатель Scania, что и X1 и X1A1, но с улучшенной мощностью с 260 л.с. до 280 л.с. Корпус сохранит многие черты X1A1, но будет иметь улучшенную конструкцию брони с улучшенными баллистическими формами для передней части корпуса. Корпус X1A2 также был шире, чем у его предшественников X1, с 2,4 до 2,6 метров (от 7,9 до 8,5 футов). Такое расширение корпуса привело бы к значительному улучшению общей подвижности X1A2. X1A2 также оснащался трансмиссией Allison CD-500 вместо M3 Stuart или 18-тонной трансмиссией M4.
Серийная версия существенно отличалась от прототипа. В то время как прототип, по-видимому, имел экипаж из 4 человек, учитывая, что 2 комплекта прицелов были установлены как со стороны водителя, так и со стороны переднего пассажира, серийная версия имела только набор прицелов для водителя. Кроме того, был снят и корпус пулемета. Освободившееся место штурмана предположительно было заполнено дополнительными 90-мм боеукладками. Помимо удаления роли штурмана, серийная версия X1A2 также была вооружена пушкой EC-90.
EC-90 — лицензионная 90-мм пушка низкого давления, выпускавшаяся компанией Engesa. Это орудие было основано на пушке Cockerill Mk.3. Переход от французской пушки D-921 (Direction des Études et Fabrications d’Armament) (англ. Directorate of Armament Studies and Production) к EC-90 имел несколько причин. Основная причина заключалась в том, что французская компания SOFMA (Société Française de Matériel d’Ármament) (французское общество вооружения Materiel) продавала свои орудия D-921 только вместе с башней, в то время как семейство X1 использовало местную конструкцию. Лицензионное производство пушки EC-90 удешевило производство X1A2. В дополнение к производственным затратам, бразильская армия эксплуатировала только свои EE-9 Cascavel, вооруженные EC-90. Установка EC-90 на X1A2 также упростит логистику.X1A2 выпускался двумя серийными партиями, первая состояла из 10 машин, а вторая — из 14 машин. Из этих партий только первая поступила на действительную службу, в то время как вторая партия в основном оказалась в качестве стражей ворот и памятников. Первая партия X1A2 получила официальное обозначение Viatura Blindada de Combate – Carro de Combate MB-2 (VBC CC Medio Bernardini-2) (англ. Armored Fighting Vehicle – Combat Car Medium Bernardini-2), а вторая партия получила обозначение Viatura Blindada de Combate – Carro de Combate MB-2A (VBC CC Medio Bernardini-2A) (англ.: Armored Fighting Vehicle – Combat Car Medium Bernardini-2A). Причина этой разницы заключалась в том, что во второй партии использовалось больше компонентов местного производства и имелся маятниковый рычаг для пулемета калибра .50 вместо неподвижной установки. Интересно, что этот поворотный рычаг, похоже, был включен в прототип X1A2, но не в первую серийную партию.
Учитывая схожие обозначения X1, он, скорее всего, также упоминался как Carro de Combate Leve X1A1 Carcará (CCL X1A1 Carcará), (англ. Light Combat Car X1 Carcará), но это скорее обоснованное предположение, которое на самом деле не может быть подтверждено. Каркара (англ. Carcará) — местный хохлатый ястреб, ранее носивший прозвище X1A1. Прозвище, скорее всего, перешло от X1A1 к X1A2, потому что проект X1A1 был неудачным, а X1A2 перенял многие аспекты от X1A1. Первая серийная партия была доставлена в 6-й RCB в Алегрете, штат Риу-Гранди-ду-Сул, где они должны были заменить эскадрилью M4 Sherman. 6-й RCB был единственным подразделением, когда-либо эксплуатировавшим X1A2. В строительстве X1A2 было задействовано множество сторон и компаний. Самой важной компанией, которая построила X1A2, была Bernardini. Первоначально Bernardini производила кузова грузовиков и транспортные средства, а также вступила в контакт с бразильскими вооруженными силами, производя грузовики для бразильской морской пехоты и армии. Поскольку Bernardini была производителем сейфов и бронированных дверей, бразильская армия попросила их помочь в создании X1. После того, как X1 был успешно разработан, Бернардини приступил к разработке X1A2 вместе с инженерами PqRMM/2 и CPDB.
X1A2 весил 19 тонн (21 тонна США), а корпус имел длину около 6,06 метра (19,8 фута), ширину 2,6 метра (8,5 фута) и высоту 2,45 метра (8 футов). Экипаж корабля состоял из трёх человек, механик-водитель располагался в передней левой части корпуса, командир/заряжающий — в левой части башни, а наводчик — в правой части башни. Корпус X1A2 представлял собой совершенно новую конструкцию с улучшенной баллистической формой на передней части корпуса, по сравнению с X1 на базе Stuart. Общий дизайн корпуса по-прежнему имел большое сходство с M3 Stuart в общих аспектах дизайна. X1A2 в основном состоит из стальных листов толщиной 28 мм (1,1 дюйма) и 15 мм (0,6 дюйма). Верхний лобовой лист имел толщину 15 мм и наклон под углом 25º от вертикали. Нижняя передняя плита имела толщину 35 мм и наклон под углом 50º от вертикали, в то время как плита под нижней передней плитой имела толщину 28 мм и угол 40º от вертикали. Борта и задняя часть были вооружены листовой сталью толщиной 28 мм, в то время как различные верхние листы и днище были бронированы сталью толщиной 15 мм.
X1A2 имел фары на обоих крыльях и звуковой сигнал на левом крыле. Судя по всему, большая верхняя плита корпуса также служила люком доступа к трансмиссии Allison CD-500. Его можно было закрутить болтами, а затем поднять с места. Борта корпуса использовались для установки пионерских инструментов, а также состояли из встроенных ящиков для хранения. X1A2 имеет большой подъемный крюк с обеих сторон бокового моторного диска сзади. На левом крыле предположительно находился еще один ящик для хранения, а выхлопная труба располагалась на правом заднем крыле. В верхней части задней части корпуса имелись два люка для доступа к двигателю, а перед ними что-то похожее на решетку воздухозаборника для двигателя.
В корпусе имелось два места для хранения боеприпасов, первое из которых находилось с правой стороны корпуса, а второе — под башенной корзиной за отделением механика-водителя. В общей сложности 40 патронов хранились в сторожевом помещении военного арсенала Сан-Паулу. Это на 4 патрона меньше по исходному материалу, но хорошо учесть, что машина десятилетиями не выпускалась. Судя по всему, водитель использовал перед собой два румпеля для управления транспортными средствами. Это интересно, так как из-за ограниченного пространства румпели крепятся к верхним опорным плитам, а не к полу. Кроме того, водителю были доступны две педали для дросселирования и торможения, и два циферблата слева. Водитель располагался слева от коробки передач CD-500. X1A2 оснащался 6-цилиндровым рядным дизельным двигателем Scania-Vabis DS-11 мощностью 280 л.с. В нем использовалась трехступенчатая коробка передач Allison CD-500, единственный автомобиль семейства X1, в котором использовалась трансмиссия, отличная от трансмиссий M3 Stuart или 18-тонной M4 Tractor. X1A2 имел максимальную скорость 60 км/ч (37 миль/ч) на дорогах, 30 км/ч (18 миль/ч) на бездорожье, 15 км/ч задним ходом (10 миль/ч), а запас хода на дороге составлял 600 километров (373 мили), а на бездорожье — 350 км (217 миль).
На X1A2 использовалась скопированная и измененная система вертикальной спиральной пружинной подвески (VVSS) 18-тонного артиллерийского тягача M4. Он имел 6 опорных катков, разделенных на три тележки, по 3 тележки на гусеницу, по 3 возвратных катка с каждой стороны, ведущую звездочку спереди и направляющее колесо M4 Sherman сзади. Новая 18-тонная гибридная подвеска M4 Tractor/M4 Sherman обеспечивала X1A2 давление на грунт 0,63 кг/см2 (9 фунтов на кв. дюйм). Транспортное средство могло преодолевать вертикальное препятствие высотой 0,8 метра (2,6 фута) и холм под углом 40 градусов. X1A2 имел длину гусениц около 3,66 метра (12 футов) и мог пересекать траншею длиной 2,1 метра (6,9 фута). Башни X1A2 были практически такими же, как и башни X1A1. Передняя башня была бронирована стальными листами толщиной 28 мм (1,1 дюйма) по всему периметру под различными углами, чтобы защитить ее от огня пулемета 50-го калибра на расстоянии 200 метров (218 ярдов). Верх башни и орудийный щит были бронированы сталью толщиной 15 мм (0,6 дюйма). Предполагается, что общая компоновка башни, а также внутренняя конструкция башни и компоненты были более или менее скопированы с французской башни H-90. У него было точно такое же башенное кольцо, и его общая форма, похоже, соответствовала H-90. Кроме того, в первой башне БТ-90 Х1 было перенесено много оборудования от Н-90, вроде перископов. Башня X1A2 имела неподвижную установку для пулемета калибра .50 на левой стороне башни, перед командирской башенкой (вторая партия имела поворотную установку). Командирская башенка была немного приподнята над верхом башни, чтобы обеспечить командиру обзор на 360 градусов. Антенны радиостанций располагались за башенкой наводчика по обеим сторонам башни. На бортах башни устанавливались запасные гусеницы, которые выполняли роль дополнительной брони. Такое расположение запасных гусениц означало, что дымовыпуски были перенесены в переднюю часть башни, в комплекте по 3 разгрузчика с каждой стороны. Небольшой фонарь также был установлен со стороны башни командирской башенки. На самой корме башни имелся ящик для хранения, приваренный к задней части башни, сразу за запасными пластинами гусеничной защиты. Башня могла поворачиваться на 360 градусов за 12 секунд с гидравлическим приводом. Базовый дальномер осуществляется с помощью градусной сетки, но также предлагались лазерные дальномеры и дальномеры совпадений. Серийные X1A2 были вооружены лицензионными 90-мм пушками низкого давления EC-90 производства Engesa. Эти орудия были созданы на основе орудий Cockerill Mk.3. Пушка низкого давления позволила таким машинам, как X1A2, а также 5-тонному AML-90, установить пушку со значительными бронепробиваемыми способностями. Компромисс заключался в том, что эти орудия в течение долгого времени могли стрелять только осколочно-фугасными противотанковыми боеприпасами (HEAT), потому что бронебойные (AP) снаряды просто имели слишком малую начальную скорость пули, чтобы конкурировать с кумулятивными. Бронебойно-подкалиберные снаряды (APFSDS) появились позже, но они не обеспечивали какого-либо улучшения бронепробиваемости по сравнению с кумулятивными снарядами. 90-мм бронебойный снаряд для более поздних орудий Cockerill пробил 100 мм брони под углом 60 градусов от вертикали на дистанции 1000 метров (1090 ярдов), по сравнению со 130 мм (5,1 дюйма) при 60 градусах для кумулятивных снарядов на любой дистанции. Это означало, что бронебойный снаряд в основном служил для поражения целей с кумулятивными средствами противодействия.
В 1985 году по запросу из Ирака компания Engesa разработала подкалиберный снаряд для своей пушки EC-90 на EE-9 Cascavel, но этот выстрел так и не был закончен, и было произведено всего несколько пробных партий. Основная проблема заключалась в том, что подкалиберный снаряд должен был развивать более высокую скорость, чем было рассчитано на нарезные орудия низкого давления. Фиксация, которая удерживала саботаж вместе, повреждалась при выстреле. Еще одной проблемой был дульный тормоз, так как существовавшие на тот момент дульные тормоза орудий EC-90 не позволяли использовать подкалиберные снаряды. Для решения этой проблемы был использован дульный тормоз в виде перечницы, но недостатком было то, что дульный тормоз был менее эффективен в смягчении отдачи. Почему разработка раунда APFSDS в итоге была отменена, неизвестно. Инженер Engesa, работавший над раундом APFSDS, полагал, что они смогли бы решить проблемы, учитывая, что разработка раунда началась за 8 лет до банкротства Engesa. Сотрудник также заявил, что проект просто не взлетел, а интерес к раунду из Ирака, вероятно, был недостаточно велик, чтобы завершить его разработку. Вопреки распространенным утверждениям, X1A2, таким образом, не могла стрелять подкалиберными снарядами в той конфигурации, которую она использовала в то время. Мало того, что они не были доступны в то время, когда X1A2 стоял на вооружении, разработка бронебойного снаряда так и не была завершена компанией Engesa. У него также не было дульного тормоза, который мог бы поддерживать подкалиберный снаряд. Поскольку ни одно из этих требований не было выполнено, X1A2 никогда не использовала APFSDS в своей экипировке. Кроме того, к тому времени, когда подкалиберный снаряд мог быть готов, интерес уже полностью сместился в сторону M41C и основных проектов боевых танков, таких как Osorio и Tamoyo.
X1A2 имел доступ к кумулятивным, фугасным и осколочно-фугасным снарядам. Кумулятивный снаряд предназначался для противотанковых целей и был противотанковым снарядом X1. Осколочно-фугасный снаряд в основном предназначался для блиндажей, стен и легких транспортных средств, а не в качестве «противотанковых» боеприпасов. Осколочно-фугасный снаряд использовался в качестве снаряда поддержки общего назначения. X1A2 также имел доступ к дымовым снарядам с белым фосфором и учебным кумулятивным снарядам. X1A2 был поставлен в 6-ю RCB в январе 1981 года, при этом 10 X1A2 заменили M4 Sherman 2-й танковой эскадрильи. Х1А2 действовали вместе с Х1 1-й танковой эскадрильи, куда Х1 были поставлены в 1978 году. Тот факт, что X1A2 заменил M4 Sherman и имел башню большего размера, чем X1, привел к очень интересной ситуации. Привыкнув к 3-местной башне M4 Sherman, новые экипажи X1A2 попытались перенять ту же практику в башне X1A2. Башня была очень тесной, и от практики отказались. По словам ветеранов, командир должен был выходить из башни и снова входить в башню, чтобы использовать радиостанцию в турельной суете. В реальной боевой обстановке это было бы непрактично и опасно.
X1A2 сталкивался с различными проблемами в течение своего срока службы, причем 18-тонный гидротрансформатор трактора M4 был самой большой проблемой. Гидротрансформатор, используемый танком, не был рассчитан на машину такого размера и скорости, как X1A2. Что еще хуже, так это то, что он был смазан маслом низкого качества, используемым в Бразилии. Высокая концентрация серы и низкая температура вспышки приводили к тому, что компонент изнашивался гораздо быстрее.
Чтобы решить эту проблему, Бернардини предложил заменить 18-тонный гидротрансформатор M4 на гидротрансформатор TwinDisc из США. Бернардини приобретет один гидротрансформатор у TwinDisc, и он будет успешно протестирован. Бернардини заказал достаточное количество гидротрансформаторов для оснащения парка X1A2, но из-за программы M41C они так и не были установлены.
Управляемый дифференциал также вызвал проблемы у X1A2. Чем сильнее изнашивался дифференциал, тем сложнее было управлять X1A2. Дополнительным недостатком по сравнению с M41 Walker Bulldog было то, что для выполнения технического обслуживания приводного вала танков приходилось поднимать с корпусов целые башни семейства X1. Еще одной проблемой, которая вызывала преждевременный износ и трудности в эксплуатации, было отсутствие инструкций по эксплуатации для семейства X1 в целом. В начале 1980-х годов бразильское правительство и Bernardini попытались экспортировать X1A2 в Парагвай, который в то время эксплуатировал только 21 M3 Stuart и 3 Sherman Fireflies (Stuarts были подарены им Бразилией (12) и Соединенными Штатами (9), а Shermans — Аргентиной, в конечном итоге замененными 3 Sherman Repotenciados). В знак доброй воли и в попытке сделать парагвайцев более благосклонными к X1A2, бразильское правительство предложило ревитализировать 15 M3 Stuart. M3 Stuarts должен был быть модернизирован до стандарта X1P путем капитального ремонта и установки двигателя Scania-Vabis. Эти «Стюарты» до сих пор находятся на действительной службе в парагвайской армии. В конце концов, X1A2 так и не был куплен, возможно, потому, что парагвайцы хотели приобрести EE-9 Cascavel, которых 28 были поставлены в 1985 году вместе с 12 EE-11 Urutus. Цена за единицу X1A2 в 1980 году составляла около 400 000 долларов США (около 1,3 миллиона долларов США в 2021 году) против 243 600 долларов США за EE-9 в 1988 году (около 560 000 долларов США в 2021 году). Проблемы, которые были у X1A2, в дополнение к предстоящей модернизации M41C, заставили армию воздержаться от развертывания второй партии X1A2. Они хранились в Сан-Паулу, где машины продолжали изнашиваться, пока в конце концов не были сняты с вооружения в 1989 году. Несколько из этих машин были превращены в стражей ворот и памятники, но другие были утилизированы.
Начиная с 1988 года, X1A2 постепенно заменялись на M41C. X1 и, вероятно, X1A2 были сняты с вооружения в июле 1994 года. X1A2 был интересным шагом для бразильской оборонной промышленности. Это был первый и пока единственный серийно выпускаемый, хотя и ограниченной мощности, танк, полностью спроектированный в Бразилии для службы в бразильской армии. У него были свои проблемы, но большинство из них, похоже, поправимы или почти исправлены Бернардини. Единственной реальной проблемой X1A2 был дифференциал, но поскольку у него было улучшенное соотношение длины к ширине по сравнению с X1A1, рулевое управление уже было намного лучше. X1A2 был многообещающей машиной, если бы эти проблемы были исправлены, и, что более важно, если бы он не был затмеваем программой M41C.
Если бы X1A2 был разработан немного раньше, он, скорее всего, получил бы больше эксплуатации, и его ранние недостатки были бы исправлены. Учитывая, что семейство X1 началось только в 1973 году, а X1A2 разрабатывался только с 1976 года, в то время как программы модернизации M41 начались в 1978 году, кажется, что первая успешная попытка создания национального танка была неизбежно слишком запоздалой. X1A2 является логическим завершением начатой в 1973 году разработки лёгких танков с 90-мм пушками на базе «Стюарта». Бразильцы попытались спроектировать свой танк и преуспели в этом. Основываясь на опыте программы X1, Бернардини приступил к разработке программ модернизации M41 и разработке первого в Бразилии основного боевого танка: MB-3 Tamoyo.
ТТХ
Размеры (Д-Ш-В) | 6,06 метра (19,8 футов) в длину, включая пушку x 2,4 метра (8,5 футов) x 2,45 метра (8 футов) в высоту |
---|---|
Общий вес | 19 тонн (21 тонна США) |
Экипаж | 3 (механик-водитель, командир-заряжающий, наводчик) |
Двигатель | Scania-Vabis DS-11 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель мощностью 280 л.с. |
Скорость (дорога) | 60 км/ч (37 миль/ч) |
Рабочий диапазон | 600 километров (373 мили) |
Вооружение | 90-мм пушка |
низкого давления Д-921 .50 пулемёт | |
.30 спаренный пулемёт |