- За
- Против (Желательно пояснить)
Приветствую, игроки Тундры. Я предлагаю ввод в качестве марафона или боевого пропуска легендарного самолёта Су-37.
Су-37 (изделие «Т10М-11», заводской номер 711) — это не серийный самолёт, а легендарный экспериментальный демонстратор технологий , один из самых известных истребителей в истории авиации благодаря своей феноменальной маневренности.
Первый полёт Су-37 с двигателями УВТ состоялся 2 апреля 1996 года, его выполнил лётчик-испытатель Евгений Фролов. Единственный лётный экземпляр заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711, построенный ещё в конце 1993 года, разбился в одном из испытательных полётов 19 декабря 2002 года.
Параллельно, с учётом наработанного, реализовывалась программа по созданию самолёта Су-35 с двигателями АЛ-41Ф1С с УВТ (первый полёт 19 февраля 2008 года, поставка первых 12 самолётов 12 февраля 2014 года).
История создания и судьба
- База: Самолёт был создан на базе опытного истребителя Су-35 (первого поколения, Т-10М) . Это был 11-й лётный прототип Су-35.
- Главное новшество: В 1995 году на него установили первые в России серийные двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ) — АЛ-31ФП с отклоняемыми на ±15° соплами. Это было революционное решение.
- Первый полёт с УВТ: Состоялся 2 апреля 1996 года . Пилотировал самолёт Герой России Евгений Фролов .
- Мировая известность: Су-37 стал сенсацией на авиасалоне Фарнборо-1996 в Великобритании. Он выполнил уникальные фигуры высшего пилотажа, которые не были доступны ни одному другому серийному истребителю в мире:
- «Кульбит» (разворот на 360° по тангажу): Также известен как «Фроловская кобра». Самолёт, двигаясь на малой скорости, задирал нос, делал полный переворот через хвост и возвращался на прежний курс. Это демонстрировало возможность мгновенно развернуться в воздухе.
- «Колокол» на нулевой скорости.
- Трагический конец: Единственный летавший экземпляр Су-37 (бортовой номер «711») разбился 19 декабря 2002 года во время испытательного полёта. Пилот Юрий Ващук катапультировался. Причина — отказ системы управления из-за переутомления и разрушения электропроводки. Самолёт был утерян безвозвратно.
ТТХ
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
| Параметр | Значение / Описание |
|---|---|
| Экипаж | 1 человек |
| Длина | 22,18 м |
| Размах крыла | 14,70 м |
| Высота | 6,43 м |
| Двигатели | 2 х АЛ-31ФП с УВТ (тяга 2 х 12 500 кгс) |
| Максимальная скорость | ~ 2500 км/ч (2.35 Маха) |
| Практический потолок | 18 800 м |
| Вооружение | 14 точек подвески. Мог нести всю номенклатуру вооружения Су-27СМ: Р-27, Р-73, Р-77, Х-29 и другое вооружение «воздух-поверхность». Пушка ГШ-30-1. |
Ключевые особенности и наследие
Хотя Су-37 не пошёл в серию, он оказал огромное влияние на всю российскую истребительную авиацию.
- Управляемый вектор тяги (УВТ): Это была его главная «фишка». УВТ позволял самолёту выполнять сверхманевренность — выполнение эволюций на закритических углах атаки и околонулевых скоростях, что критически важно в ближнем воздушном бою.
- Цифровая электродистанционная система управления (ЭДСУ): Безопасно парировать в таких нестандартных режимах могла только сверхнадёжная и интеллектуальная ЭДСУ, которая дорабатывалась на Су-37.
- БРЭО: Самолёт имел передовую на тот момент авионику, включая радиолокационную станцию Н011М «Барс» с пассивной ФАР и оптиколокационную станцию.
- «Стеклянная кабина»: Кабина пилота была оснащена цветными многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами.
Почему он не пошёл в серию?
- Изменение приоритетов: В 1990-е годы в России не было денег на закупку новой дорогой техники. Минобороны сделало ставку на более простые и доступные модернизации Су-27 (Су-27СМ).
- Смерть «лица» проекта: Гибель единственного летающего экземпляра поставила крест на программе.
- Эволюция, а не революция: Опыт, полученный при создании Су-37, не пропал даром. Все его ключевые технологии были отработаны и в дальнейшем использованы в серийных машинах:
- Су-30МКИ/СМ: Многоцелевые истребители с двигателями АЛ-31ФП с УВТ.
- Су-35С: Новейший истребитель 4++ поколения, прямой наследник идей Су-37, но с новыми двигателями АЛ-41Ф-1С с УВТ и радикально модернизированной авионикой (радар «Ирбис»).
По всем вышеперечисленным характеристикам предлагаю разместить его на VIII ранг и БР для ААБ-13.3-13.7, АРБ-13.3-13.7, АСБ-13.3-13.7, ТРБ-12.3-12.7, ТСБ-12.3-12.7. Надеюсь на конструктивную критику. Спасибо за внимание!



