- За
- Против
Купленный у Финляндии корабль в 1947 г., проходил полноценную службу в Советских ВМФ до 1953г. Да, это не крейсер, но по игровой логике он получит такой статус.
ТТХ:
-
4 * орудия Bofors калибра 254 мм/45 (2 × 2). 3 выстрела в минуту
-
8 орудий Bofors DP калибра 105 мм/50 (4 × 2)
-
Всякие автопушки
-
Бронирование борт - 55 мм, башня 100 мм
-
Экипаж 330 ч.
-
Скорость 28 км/ч
БР 5.0 и меньше. Объективно его любой эсминец БР 4+ сможет запинать.
Зачем? Пополнить виртуальный музей. В мире не так много разных типов кораблей. лишним не будет. Систершипа в пакетик за Швецию.
История:
Спойлер
Предпосылки к созданию
После провозглашения независимости в 1918 году, ВМС Финляндии имели на вооружении лишь устаревшие корабли малого водоизмещения, полученных от Российской Империи и не отвечали задачам и потребностям Финляндии. Модернизировать флот можно было только путём строительства современных боевых кораблей. 30 сентября 1927 года Государственный сейм принял «Морской закон», предусматривавший строительство новых боевых кораблей для национального флота Окончательно программа была оформлена 22 декабря 1927 г. в виде «Закона об основах флота береговой обороны», согласно которому к постройке намечались несколько боевых кораблей, и в том числе — два броненосца береговой обороны водоизмещением по 3800 т и стоимостью по 100 млн марок каждый. Парламентский комитет по обороне утвердил «генеральный чертёж» проекта 15 мая 1928 г., после чего приступили к разработке рабочей конструкторской документации.
Проектирование
Заказ на проектирование кораблей был выдан немецко-голландской фирме “М.В. Инжинерсконтор Вор Схепсбаув” (ИвС - Инкавос). При проектировании броненосцев, были учтены особенности географии применения броненосцев. Применительно к Финскому заливу требовалось достичь огневого превосходства над советскими кораблями классов крейсер - канонерская лодка, которые могли иметь на вооружении 152-мм артиллерию. Что касается уклонения от советских линкоров, то здесь ставка делалась не на скорость, а на шхеры. Будущие броненосцы должны были по своим размерам и маневренным качествам легко пользоваться шхерными фарватерами, куда не могли проникнуть более крупные корабли. Так же корпуса должны быть пригодны для плавания во льдах и дожны иметь ледокольные формы. Кроме этого, сама архитектура корабля хорошо учитывала шхерный характер районов возможных боевых действий, когда броненосец мог укрываться за невысокими островами и над ними возвышалась бы лишь мачта с постом управляющего огнем, которую на фоне других островов обнаружить было довольно сложно. Однако, такое сочетание малого водоизмещения и тяжелого артиллерийского вооружения было обеспечено за счёт бронирования: толщина поясной брони у «Väinämöinen» была всего 55 мм.
Постройка
Заказ на постройку 31 декабря 1928 года был размещен на фирме «Crichton-Vulcanin» в Турку (стапельные номера кораблей 705 и 706). Головной «Väinämöinen» заложили 15 октября 1929 года в Турку на верфи фирмы. Через полгода, 9 июля 1931 года, там же заложили второй корабль - Ilmarinen. Спущены на воду 28 декабря 1930 года, введены в эксплуатацию в декабре 1932 года.
Довоенное время
В довоенной биографии «Väinämöinen» имеется один дальний поход — весной 1937 г. корабль ходил в Англию, где в Портсмуте, на Спитхедском рейде, состоялся военно-морской парад по случаю коронации короля Георга VI.
Зимняя война
К началу боевых действий советско-финской войны «Väinämöinen» (командир — капитан 2 ранга А. Ранинен) и «Ilmarinen» (капитан 2 ранга Р. Гёранссон) составляли флотилию броненосцев (командующий — капитан 2 ранга Р. Гёранссон). В ходе войны корабли практически не покидали Або-Аландского шхерного района, периодически курсируя между портом Турку (Або) — главной базой флота — и Аландскими островами. Финское командование сильно опасалось высадки советского морского десанта на Аландские острова — в случае возникновения такой ситуации броненосцы должны были воспрепятствовать высадке огнём своей артиллерии.
В дальнейшем оба броненосца, закамуфлированные под снег, стояли у Турку в качестве усиления ПВО города своими 16-тью 105-мм орудиями и малокалиберными автоматами. Только в феврале 1940 года этот город подвергся бомбардировкам 61 раз. Броненосцы потерь не понесли.
Оперативным планом КБФ № 5/оп от 23 ноября 1939 г. броненосцы определялись в качестве основной цели для подводных сил и авиации КБФ. В первый день войны, 30 ноября, два звена бомбардировщиков ДБ-3 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й бомбардировочной авиабригады вылетели на разведку местоположения броненосцев. Найти их в районе о. Руссало удалось звену майора Е. Н. Преображенского. В результате бомбардировки броненосцы не пострадали.
Вплоть до 19 декабря погодные условия на Балтике исключили всякую возможность действия авиации. Начиная с 19 декабря силами 8-й бомбардировочной авиабригады и 10-й авиабригады ВВС КБФ при поддержке ВВС ЛВО была проведена целая серия бомбардировочных ударов по финским броненосцам. Результат всех бомбардировок авиации Балтфлота оказался нулевым — ни одна из почти 63 тонн бомб не попала в цель.
Великая Отечественная война
Летом 1941 года броненосцы обеспечивали переброску морем войск с материка на Аландские острова. 4 июля, 12 августа и 2 сентября они обстреливали главным калибром советскую военно-морскую базу на полуострове Ханко. Всего за время бомбардировок «Väinämöinen» выпустил по базе 160 снарядов главного калибра. После гибели 13 сентября 1941 года броненосца «Ilmarinen» единственным финским бронированным кораблём оставался «Väinämöinen» и в дальнейшем уже не привлекался к операциям в открытом море.
В 1942—1944 гг. корабль составлял основу «Соединения Вяйнямёйнен», действовавшего в прибрежных районах Финского залива. Летом 1944 года разведка КБФ ошибочно приняла зашедший в порт Котка крейсер ПВО «Niobe» за «Väinämöinen». В результате авиаудара 16 июля 1944г корабль был потоплен. Однако специалисты, анализировавшие эти фотографии, сделали вывод о ошибке.
В соответствии со статьей 4 Соглашения между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г., об использовании перешедших Советскому Союзу бывших германских денежных активов, СССР купил «Väinämöinen». С 1 марта 1947 г. производилась приемка корабля, а 24 марта на него заселился советский экипаж. На другой день на броненосце подняли Военно-морской флаг Советского Союза. 24 апреля корабль получил новое название — «Выборг». 29 мая, в присутствии финских специалистов, прошли ходовые испытания с отстрелом всей артиллерии. По их результатам в 23.00 подписали акт о приеме корабля советской стороной. 7 июня он перешел к месту постоянного базирования в Porkkala (военно-морская база КБФ). Дальнейшую службу «Выборг», переклассифицированный в морской монитор, проходил в этой базе, а затем в Кронштадте. Среди моряков корабль был прозван “Ваня” В 1953 г. корабль встал в средний ремонт в Таллине. В ходе его Выборгу заменили стальные винты на латунные, главные дизеля марки 39/42Р фирмы «Krupp» на аналогичные марки 46аб той же фирмы, установили новую радиоаппаратуру и навигационную радиолокационную станцию «Нептун». После ремонта, корабль поставили на холодное хранение и использовали в качестве жилого судна, а затем законсервировали и вывели в резерв. Подготовка корабля к разделу на металл были начаты в 1958 году. в течении этого времени велись переговоры о передаче корабля Финляндии. Однако 25 февраля 1966 г., «Выборг» разоружили и сдали для разборки на металл. По данным СССР было получено 2700 тонн металлолома.