Flakpanzer IV (3 cm Flakvierling) ‘Zerstörer 45’
Самоходное зенитное орудие – возможно, построено до 2 прототипов
На поздних этапах Второй мировой войны немцы потеряли контроль над небом, и их наземным войскам пришлось выдерживать массированные атаки вражеской авиации. Использование самоходных зенитных орудий (SPAAGs) на полугусеничном шасси предлагало некоторый способ противодействия, но сами они были очень уязвимы, поскольку у них отсутствовала надлежащая броневая защита. Более желательным был SPAAG на базе танкового шасси. Начиная с 1944 года, немецкое внимание было сосредоточено на производстве таких машин на базе шасси Panzer IV. Это привело к разработке Flakpanzer IV 2 cm Flak 38 Vierling, более известного сегодня как Wirbelwind . Благодаря своим четырем 2-см пушкам он сбил много самолетов союзников, но по стандартам конца 1944 года было желательно иметь что-то более мощное. Таким образом, немцы разработали новую версию, вооруженную четырьмя 3-см зенитными пушками. Позднее начало этого проекта означало, что к концу войны предположительно было создано всего несколько прототипов.
Чертеж того, как мог выглядеть 3 cm Flakvierling Flakpanzer IV
Разработка зенитной установки IV 3-см зенитной установки:
На вооружении немецкой армии Wirbelwind рассматривался как временное решение, пока не будут разработаны более совершенные самоходные зенитные установки. К концу 1944 года появилось новое предложение просто модернизировать Wirbelwind более мощным вооружением. Это привело бы к созданию новой машины, вооруженной четырьмя 3-см зенитными пушками, известной как Flakpanzer IV 3 cm Flakvierling.
Общая история этой машины довольно неясна из-за общего недостатка информации и позднего начала проекта. В ноябре 1944 года Ostbau-Sagan, небольшая немецкая армейская мастерская, участвовавшая в проектировании и постройке проектов Flakpanzer IV, представила немецким армейским чиновникам прототип новой самоходной зенитной установки. Они повторно использовали Flakpanzer IV (Мебельваген), заменив его единственное 3,7-см вооружение четырьмя 3-см зенитными пушками Flak 103/38. Эта машина использовалась в основном для испытаний и оценки. Дальнейшая разработка проекта была больше сосредоточена на установке этого вооружения в подствольник. Вероятно, они хотели сократить общее время проектирования и производства.
Имя:
Название этой машины было Flakpanzer IV 3 cm Flakvierling. Для серии Flakpanzer IV было обычным просто добавлять тип и калибр основного вооружения, чтобы отличать их друг от друга. В источниках довольно часто встречается обозначение Церсторер (англ. Эсминец) 45, присвоенное этой машине. Трудно установить, было ли это официальное обозначение или название, данное после войны. В любом случае, в этой статье он будет называться “Церсторер 45” для простоты.
Шасси:
Для постройки Zerstörer 45 должно было использоваться шасси от Panzer IV. Из-за ухудшающейся экономической ситуации для таких вспомогательных машин нельзя было выделить новые шасси. Используемое шасси варьировалось в зависимости от того, что имелось под рукой. Скорее всего, это был Panzer IV Ausf.Шасси H и J, но от безысходности, возможно, использовались и более старые шасси.
Подвеска:
Подвеска и ходовая часть были такими же, как у оригинального Panzer IV, без изменений в конструкции. Он состоял из восьми пар небольших опорных катков с каждой стороны, причем каждые две пары подвешивались на листовых рессорах. Имелась переднеприводная звездочка, задний холостой ход и от трех до четырех (в зависимости от используемой модели) возвратных катков с каждой стороны.
Двигатель:
Zerstörer 45 должен был оснащаться двигателем Maybach HL 120 TRM, который выдавал 272 л.с. при 2800 оборотах в минуту. В то время как Wirbelwind весил около 22 тонн, Zerstörer 45 был бы немного тяжелее. Это, вероятно, повлияло бы на общие ходовые качества, но в какой степени, трудно сказать без какого-либо явного источника.
Надстройка:
Верхняя часть корпуса танка не изменилась по сравнению с оригинальным Panzer IV. Передний смотровой люк механика-водителя и установленный на корпусе шаровой пулемет также остались прежними. Установка основного вооружения была более или менее прямой копией конструкции Wirbelwind, возможно, с некоторыми незначительными изменениями. Основным изменением шасси Panzer IV будет добавление устойчивой огневой платформы для основного вооружения, которая будет размещена на кольце башни. Что за платформа неизвестна, но, вероятно, была похожа на платформу Wirbelwind.
Башня:
erstörer 45 был более или менее просто усовершенствованным Wirbelwind, поэтому в нем использовались многие из тех же компонентов. Общая конструкция девятисторонней башни с открытым верхом, скорее всего, была такой же, с некоторыми незначительными изменениями. Она была открыта сверху, чтобы обеспечить лучший обзор окрестностей и снизить общие затраты на строительство. Это также помогло бы должным образом удалить дым из орудия, поскольку немцы так и не разработали полностью закрытую зенитную башню с соответствующей вентиляционной установкой. Каждая из этих девятигранных пластин была изготовлена путем сварки двух угловых броневых пластин. Нижние пластины были наклонены наружу, а верхние - внутрь. Угловая броня обеспечивала некоторую дополнительную защиту, но, в целом, она могла защитить экипаж только от малокалиберного оружия или осколков. В верхней лобовой броневой плите, между стволами зенитных орудий, был небольшой люк, который открывался, чтобы позволить наводчику видеть наземные цели и вести огонь по ним.
Башня Wirbelwind была девятигранной и имела открытый верх. Ее общий дизайн для проекта Zerstörer 45, вероятно, претерпел бы минимальные изменения в надежде ускорить разработку. Вероятно, были необходимы некоторые изменения, чтобы соответствовать несколько большему вооружению.
Броня:
В зависимости от шасси, используемого для Zerstörer 45, могли быть небольшие различия в толщине брони. В целом, построенные позже Panzer IV имели максимальную толщину лобовой брони 80 мм. Борта были намного тоньше, на 30 мм, в то время как задняя часть имела толщину 20 мм.
Броневая защита башни, вероятно, не изменилась по сравнению с Wirbelwind, в надежде сэкономить время разработки и ресурсы. Если это правда, то толщина брони по всему периметру составляла бы 16 мм, при этом верхняя часть была полностью открыта. Боковые и лобовые пластины располагались под углом от 21 ° до 27 °. Задние пластины были расположены под углом от 14 ° до 20 °
Вооружение:
Наиболее очевидным изменением, внесенным в Zerstörer 45, была установка 3-см зенитной пушки Flakvierling. Это оружие было принято на вооружение (в одноствольном варианте) как 3 cm Flak 103/38 в 1944 году. Его также часто называют “Jaboschreck”, что можно перевести как “ужас” или “испуг” (нем. Schreck) скоростного штурмовика (по-немецки Jagdbomber или сокращенно просто Jabo). На самом деле, соответствовал ли бы он своему названию, весьма сомнительно. Он был создан как комбинация авиационной 3-см пушки MK 103 и 2-см установки Flak 38, в основном для того, чтобы как можно скорее поступить на вооружение и быть дешевым в производстве. В середине 1944 года Rheinmetall-Borsig получила задание на производство около 2000 орудий в дополнение к 1000 орудиям, которые должны были быть построены Gustloffwerke, но к концу войны было произведено лишь небольшое количество.
3 cm Flak 38 была полностью автоматической пушкой с газовым приводом, способной вести огонь со скоростью 450 оборотов в минуту, но более практичная скорострельность составляла 250 оборотов в минуту. В 3 cm Flak 103/38 была введена новая система ленточной подачи, которая заменила старую систему подачи в магазин на 20 патронов. Максимальная дальность стрельбы по наземным целям составляла около 5700 м, в то время как воздушные цели можно было поражать на расстоянии 4700 м. Она имела угол обзора 360° и угол возвышения от -10° до +80°.
В конце войны была испытана четырехствольная версия 3 cm MK 103, известная как 3 cm Flakvierling, и, возможно, даже выпущена в меньшем количестве. Из-за позднего появления общие характеристики этой четырехствольной версии почти не упоминаются в источниках. Судя по нескольким доступным фотографиям, он был снабжен магазинами цилиндрической формы, которые крепились к оружию, но могли открываться для размещения в них патронов с ленточной подачей. Еще одной интересной особенностью было то, что эти магазины с боеприпасами размещались над (на верхней) и под (на нижней) пушками, а не сбоку, как у 2-сантиметровой четырехствольной версии.
Наконец, для самообороны экипаж мог полагаться на установленный на корпусе MG 34, оставшийся от конструкции Panzer IV, и свое личное оружие.
3-см зенитная пушка Flakvierling. Обратите внимание на дульные тормоза, добавленные в надежде обеспечить лучшую устойчивость при стрельбе. Кроме того, оригинальные магазины с патронами 2 cm Flak 20 были заменены новой системой ленточного питания с разделяющимися звеньями. Они хранились в четырех больших магазинах цилиндрической формы.
Экипаж:
Экипаж “Церсторера 45”, скорее всего, состоял из командира / наводчика, радиста, водителя и одного или двух заряжающих. Водитель и радист размещались в корпусе машины. Позиции остальных членов экипажа в источниках не указаны. Учитывая основные характеристики этого орудия, их позиции можно определить. Позиция командира/ наводчика 3 cm Flak38 находилась в задней части орудия. Учитывая использование системы ленточного питания, возможно, что в башне размещался только один заряжающий. Это кажется правдоподобным, учитывая общую нехватку живой силы к 1945 году, но это значительно увеличило бы время перезарядки основного вооружения. С другой стороны, увеличенного интервала ведения огня системой ленточного питания, вероятно, было достаточно, чтобы уничтожить или просто отогнать атакующий самолет на время, достаточное для того, чтобы экипаж успел перезарядить основное вооружение. В этом случае командир, возможно, также помогал быстрее перезаряжать вооружение. Также возможно, что в башне также были размещены два заряжающих устройства, каждое из которых отвечало за перезарядку двух пушек.
Судьба проекта:
По словам автора Уолтера Дж. Спилбергера (“Гепард: история немецких зенитных танков”), к концу 1944 года были построены две такие машины. Что произошло после этого, неясно. Похоже, что по крайней мере один из них был, вместе с Ostwind II, перевезен в учебный центр в Ордруфе в Тюрингии. Были ли эти машины когда-либо полностью достроены и были ли какие-либо дефекты в общей конструкции, неизвестно. Учитывая их позднее появление и отсутствие источников, это неясно. Авторы Х. Ф. Даске, Т. Гренландия и Ф. Шульц (Flakpanzer IV Wirbelwind и Ostwind) упоминают, что для Zerstörer 45 было построено по меньшей мере 6 наземных установок. Автор Д. Нешич (Naoružanje Drugog Svetsko Rata-Nemačka), с другой стороны, упоминает, что была выпущена только одна такая машина.
Заключение:
"Церсторер 45 " был еще одной немецкой конструкцией времен Второй мировой войны, которая окутана тайной. Хотя некоторые источники утверждают, что были завершены по крайней мере две из них, неизвестно, была ли жизнеспособна установка в целом. Например, наземная версия 3-см пушки, хотя и была эффективна при использовании против самолетов противника, имела ряд недостатков, таких как сильные вибрации во время стрельбы, которые влияли на ее точность, что немцы пытались улучшить, но так и не смогли по-настоящему устранить. Учитывая его позднее появление, в Германии царил хаос, не хватало боеприпасов, живой силы и топлива. “Церсторер 45” обладал большим потенциалом стать хорошим зенитным оружием, по крайней мере теоретически. На самом деле весь проект осуществлялся в суровых условиях 1945 года и был просто чрезмерно амбициозным, без каких-либо реальных шансов попасть на массовое вооружение.
Технические характеристики:
## Технические характеристики | |
---|---|
Размеры (Д-Ш-В) | 5,92 x 2,9 x 2,76 м |
Общий вес в боевой готовности | 25 тонн |
Экипаж | 5 Командир / наводчик, Два заряжающих, радист и механик-водитель |
Движитель | Maybach HL 120 TR (M) 265 л.с. при 2600 об /мин |
Дальнобойность | 320 км по бездорожью; 210 км по бездорожью |
Основное вооружение | Четыре 3 cm Flak 103/38 |
Вторичное вооружение | Пулемет MG34 |
Броня | от 10 до 80 мм |
Источники:
- К. Хермстад (2000), Танковая IV эскадрилья /Signal Publication.
- Engelmann-Scheibert, H. A. Koch, O. W. v. (1978) Renz Flak Auf Dem Gefechtsfeld Podzun-Palla-Verlag
- D. Nešić, (2008), Naoružanje Drugog Svetsko Rata-Nemačka, Beograd
- П. Чемберлен и Х. Дойл (1978) Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны – переработанное издание, издательство Arms and Armor press.
- Уолтер Дж. Спилбергер (1982). Гепард: история немецких зенитных танков, Bernard & Graefe
- Ян В.Хогг (1975). Немецкая артиллерия Второй мировой войны, Purnell Book Services Ltd.
- Т. Л.Дженц и Х. Л. Дойл (1998). Танковые трактаты №12 о зенитных установках и зенитных орудиях
- Т. Л.Дженц и Х. Л. Дойл (2010). Танковые трактаты № 12-1 – Разработка и производство Flakpanzerkampfwagen IV и других проектов Flakpanzer с 1942 по 1945 год.
- Уолтер Дж. Спилбергер (1993). Panzer IV и его варианты, Schiffer Publishing Ltd.
- Д. Дойл (2005) Немецкие военные машины, публикации Краузе.
- Х. Ф. Даске, Т. Гренландия и Ф. Шульц (2005) Зенитная установка IV Wirbelwind и Ostwind, Гайки и болты, том 13
3-cm-FlaK 103/38 (anti-aircraft gun) : Germany (DEU)
Flakpanzer IV (3 cm Flakvierling) ‘Zerstörer 45’ - Tank Encyclopedia
- За!
- Против (С аругментами)