Три месяца назад я начал играть в War Thunder. В этой теме я тогда попросил совета у старших товарищей относительно выбора стартовой нации и веток и получил немало дельных замечаний.
Однако одного дело - чужой совет, пусть даже и здравый, а другое - собственный опыт. Поэтому ниже я хочу поделиться своими соображениями относительно того, что я за это время понял об игре за 300+ проведённых боёв.
Разумеется, я ни коим образом не претендую на истину в последней инстанции, но надеюсь, что мой опыт может оказаться полезен для ещё более “зелёных” новичков, а более опытные игроки поправят меня, если я в чём-то ошибся, и подскажут, что стоит подправить в моей тактике.
Сразу оговорюсь: из-за отсутствия прем-аккаунта и нехватки времени (я человек работающий) качаюсь я не так часто, не подолгу и потому очень небыстро - в моём ангаре пока что лишь один самолёт 3 ранга, а все танки - 2 ранга. Соответственно, о БР выше ~4.0 я пока судить не могу, и все мои рассуждения будут преимущественно про “песочек”, что я чётко осознаю. Прошу и читателей учесть это.
Т.к. на кораблях я сейчас не играю - их механики выглядят наименее понятными и какими-то недоделанными - то конкретику разбил на три части, убранные по спойлеры: общую, танковую и самолётную.
Стартовой нацией выбрал для себя советы, т.к. на фоне СВО играть на немцах и американцах стало психологически некомфортно, а малые нации представляют собой сборные солянки, что я не люблю.
Управление: мышь + клавиатура.
Премиум-аккаунт пока не беру, т.е. ещё не решил, смогу ли приспособиться к этой игре. Соответственно, премиум-технику не беру тоже, но есть опасение, что без неё или премиум-аккаунта выше 3 ранга подняться будет нереально.
Общее впечатление об игре (кликабельно)
Пока что смешанное. При множестве совершенно очаровательных механик ощущения пока что КРАЙНЕ неприятные. Вплоть до того, что временами хочется просто удалить игру.
С одной стороны имеют место:
- уникальная и реалистичная модель повреждений;
- несколько видов боёв, ранжированных по степени реалистичности;
- детальное описание ТТХ всех машин, в т.ч. прямо в ангаре;
- режимы “рентген” и “анализ защищённости”, позволяющие оценить особенности машины и её устойчивость к повреждениям - на что можно опираться при выработке тактики.
Всё это однозначно большие плюсы.
Но с другой стороны:
- внутриигровые гайды по тактике применения техники отсутствуют как класс - и это притом, что точность воспроизведения техники в игре и уровень реалистичности боёв требуют углублённого понимания принципов применения имеющихся машин;
- сторонние гайды ситуацию не спасают, т.к. они довольно редки, не полны и редко обновляются, да и найти их не всегда просто;
- даже управлению машинами обучают недостаточно: большинство обучающих миссий НЕ предлагаются новичку - их надо самостоятельно отыскивать и запускать в специальном меню миссий, которое тоже ещё надо отыскать;
- к тому же некоторые из обучающих миссий и вовсе забагованы (!), либо построены без учёта того, что игрок по незнанию может сыграть нестандартно (не в смысле “тупо”, а в смысле “альтернативно”), в результате чего они могут стать не проходимы - ощущение такое, что они сделаны на “отвяжись”.
Таким образом, вроде бы игра, в силу реалистичности, обладает огромным преимуществом по сравнению с аркадного вида играми от Wargaming.net или Wishlist Games, однако чрезмерная концентрация разработчиков на клепании самих танчиков в ущерб обучению их использованию КРАЙНЕ повышает порог вхождения в игру для новичков, что, уверен, мощно режет клиентскую базу игры (проблем не будет разве что у “подпивковичей”, которым нет дела до их эффективности в бою, но им и реализм не нужен). Странно, что разработчики не придают этому значения.
О танковых боях (кликабельно)
-
Полностью подтвердилось замечание grom_864: низкоранговые советы “тащить” не могут. Ибо бои с их участием кишат Pz-IV и Шерманами, и, несмотря на все скосы брони у Т-34 и толщину её у КВ-1, и американцы, и немцы шьют едва ли не с любого ракурса. И как правило ваншотят, причём даже без подрыва БК. Если не считать редкие случайные рикошеты по идущему танку со значительной дистанции, то отбивать снаряды реально лишь на КВ, и лишь обратным ромбом, да и то, только если противник неопытен - иначе он подождёт, пока ты покажешь башню, и шотнет. При этом сами Т-34 и КВ-1, независимо от используемого типа снаряда, немецкие Pz-IV пробивают только в уязвимые места, которые ещё поди выцели, а американские Шерманы не пробивают вовсе, т.к. пробить их можно только в борт, которые они, естественно, не подставляют. Откуда проблема - непонятно, как на них набивать опыт для дальнейшей прокачки (см. п. 5).
-
Брать самолёты в таковые бои нет стимула: истребители малоэффективны против наземки из-за отсутствия бомбового прицела и более чем скромной бомбовой нагрузки, а ударная авиация - корм для вражеских истребителей. При этом вся авиация в танковых боях ещё и весьма дорога по очкам возрождения. Т.е. компенсировать слабость в игре советских танков младших уровней самолётами не выходит (во всяком случае, при моей кривизне рук), а значит, придётся искать способы решения проблемы в тактике.
-
В то же время ударная авиация противника, даже если живёт недолго, делает танки совершенно беспомощными: обнаруженный танк для бобра с 500-1000 кг бомбой - просто халявный фраг (а возможно и не один, если стоит в группе); если только этот танк не находится в какой-то совсем уж плотной городской застройке. Возразить же танку в этом случае совершенно нечем: его пулемёт против авиации непригоден, выехать из зоны поражения не успеть.
Даже с зениток сбить самолёт реально, лишь если он пикирует прямо на тебя, и ты успел это заметить - в противном случае надо брать конское упреждение, которое невозможно рассчитать из-за неровного полёта самолёта. По этой же причине нет надежды и на прикрытие со стороны союзных зениток. И даже если неприятельский самолёт потом собьют, что мне с того, если он успел меня разбомбить? Нет, я понимаю, что совместные бои наземки и авиации - это круто, но что делать танкистам на этих БР? -
Не могу понять, как противники добиваются попадания по моему танку с первого раза с больших дистанций: из-за реалистичной траектории полёта снарядов просто навести перекрестье прицела на нужную точку недостаточно - необходимо брать упреждение по высоте. Дальномер? Но как им пользоваться? В каких величинах градация прицела у того или иного танка? И как брать прицел, если дальность цели где-то между делениями? Стрелять примерно, наобум?
-
Я до сих пор не могу уразуметь, какая тактика эффективна в танковых боях на этих БР.
Играть от манёвра, оперативно меняя позицию? Но как это сделать, когда за каждым углом или кустом тебя караулят те, кого ты даже заметить не можешь? Особенно возмущают переносные кусты, укреплённые на танк - это вообще просто какой-то pay-to-win: ведь “зелёнка” есть почти на всех картах, и отличить фальшивый кустик на холме от настоящего за полкилометра просто нереально - а значит, у противника всегда будет право первого выстрела. И ваншота, ибо даже если тебе лишь сбили гусеницу - ты не уйдёшь: ремонт полминуты. Да, реалистично, но играть-то как?
Не лезть вперёд, танкуя союзниками? Так они могут быстро кончиться, да и не факт, что поедут куда надо. А ехать за толпой - фрагов никто не даст.
Обходить с фланга? Так это долго - пока выполнишь, или союзники сольются, или противник. Либо противник просто уедет, и поди найди его - а засадники вокруг не дремлют. Да и в процессе обхода огрести можно, ведь светить никто не будет.
Искать самому удачные нычки для засад? Но ведь карт десятки, и свободно изучать в бою никто не даст - эдак можно учить их годами. И даже если изучишь - никакой гарантии, что противник пойдёт на тебя. Можно простоять полбоя без дела. Я уж не говорю о том, что не все танки в принципе пригодны для снайперства. У младших советов, например, похоже, только ПТ-САУ на это годятся. Может быть.
Об авиационных боях (кликабельно)
-
Любые бомбардировщики и штурмовики, во всяком случае, советские - даже знаменитый Ил-2 - живут лишь до первой встречи с неприятельскими истребителями: из-за низкой скорости и отвратной манёвренности они не могут от них уйти, если только уже не отбомбились и не успели начать пикирование к своему аэродрому. И плевать, какие на них стоят турели - они всё равно начинают стрелять слишком поздно. Да, бывало, что мне удавалось сбить неосторожный истребитель противника, но это случайность. А в целом, обороноспособность бомбардировщиков и штурмовиков удручающе низка, что прямо-таки вынуждает пересесть на истребители - статистика соотношения ударников и истребителей в командах игроков это подтверждает. В противном случае участие в бою будет очень коротким, а заработки в них - смешными.
-
Младшие истребители-монопланы советов угнетают своей неконкурентоспособностью. Я понимаю, что у других наций, вероятно, есть свои проблемы, но у японцев, к примеру, есть сверхманёвренные ястребы Ki, которые перекрутят кого угодно, у американцев - лютое вооружение с большим боезапасом, у немцев - отменная скороподъёмность при достойной манёвренности - а у советов что? Гигантское, по меркам истребителей, время виража, смешная скороподъёмность и низкая максимальная скорость ЛаГГов, МиГов и Ла-5, по сути, оставляют боеспособной лишь одну советсткую ветку - Яки. Но и у них показатели скорости и манёвренности весьма средние. Недавно приобрёл Ла-5ФН, надеюсь, хоть он меня порадует. Но пока всё грустно, т.к. машина стоковая, а БР уже 3,7.
-
По описанным выше причинам манёвренный бой (т.е. нарезание кругов в горизонтальной плоскости в попытках сесть друг другу на хвост) и бой на высоте (то же самое, но в вертикальной плоскости) младшим советским истребителям недоступны. Бой на проходе (на встречных курсах) также нежелателен из-за хрупкости деревянного корпуса и (у некоторых моделей) относительной слабости вооружения. Да и вообще он очень рискован. Поэтому, фактически, единственным пригодным для данных самолётов способом ведения боя является “бум-зум” (бей-беги - пикирование на противника с последующим немедленным уходом вверх за счёт набранной скорости). Вроде бы не так плохо, но беда в том, что в каждом пикировании есть, по сути, только одна попытка поразить цель, ибо доворачивать за ней нельзя - потеряешь скорость (ещё одна “приятная” фишка советов). И если не попал с первой очереди - уходи вверх, пока не сели на хвост, и ищи следующую цель. А это время: пока набрал высоту, пока выбрал цель, пока долетел до неё - есть риск, что либо союзники посливаются, либо противники.
Отдельная проблема - низкая скорость фляттера. Эта милая особенность советских истребителей запрещает долгое пикирование (иначе самолёт просто развалится) из-за чего даже бум-зум превращается в тот ещё квест: либо нужно в середине пике сбавлять газ, чтобы не превысить скорость (а потом не забыть его врубить), либо не уходить выше 1,5-2 км, но тогда высок риск, что бум-зумить будут уже тебя. -
Но самое неприятное - это бесконечно вихляющийся прицел. Давать очереди с ним - чистое мучение, т.к. уверенно поражать можно лишь тех, кто летит по прямой, что редкость. А стоит цели, завидев трассеры, заложить вираж - и навестись на неё становится весьма сложно, т.к. для быстрого разворота приходится доводить рули высоты клавиатурой, из-за чего прицел начинает дёргаться. Из-за этого, чтобы избежать промаха, приходится подлетать буквально вплотную - буквально на 20-30 м - что долго и сложно, если противник активно маневрирует. У вас тоже так же? Как с этим боретесь?