История
В 1980 году Шведское управление оборонной техники (FMV) выдало шведским производителям требование к боевому самолету следующего поколения, известному тогда как «JAS (Jakt, Attack и Spaning / Fighter, Attack и Reconnaissance)». Как следует из названия, это должен был быть многоцелевой боевой самолет с отличными характеристиками и высокой маневренностью, способный противостоять новым советским истребителям, которые тогда поступали на вооружение. Он должен был быть проще и дешевле в обслуживании, чем Viggen, и его можно было легко развернуть, чтобы обеспечить высокую скорость боевых вылетов. Большая дальность действия не была обязательным требованием, поскольку традиционно целью Flygvapnet была защита Швеции, а не проецирование силы.
Консорциум под названием «IndustriGruppen JAS» был образован между SAAB-Scania, Volvo Flygmotor, Ericsson и Foerenade Fabriksverken (ныне FFV Aerotech). Предложение группы под названием SAAB 2110 было принято весной 1982 года, а в июне был подписан контракт на пять прототипов с некоторыми модификациями по сравнению с первоначальным предложением, а также первоначальную производственную партию из 30 самолетов и опцион на еще 110.
Работа над прототипами началась в 1984 году, а полноразмерный макет был завершен в начале 1986 года. Программа столкнулась с техническими проблемами, увеличением затрат и срывом графика, что привело к политическому давлению с требованием ее отмены и покупки иностранного самолета. Однако первый одноместный прототип JAS 39A Gripen (Griffin) поднялся в воздух 9 декабря 1988 года под управлением летчика-испытателя Стига Холмстрема, и споры утихли. Проектные работы над двухместной версией JAS 39B для оперативной переоборудования начались в 1989 году.
К сожалению, первый прототип JAS 39A, «39-1», был потерян 2 февраля 1989 года из-за сбоя программного обеспечения в системе управления полетом. Самолет стал неустойчивым при приземлении и перевернулся, а пилот Ларс Раадстрем сломал руку. Все это ужасное событие было снято на видео и вызвало общественный резонанс. Работы по очистке программного обеспечения и устранению проблем с движком привели к дополнительным сбоям в графике. Проблемы были решены, и второй прототип «39-2» поднялся в воздух 4 мая 1990 года. Третий прототип, который фактически получил обозначение «39-4» и имел действующую авионику, но не имел радара, выполнил свою задачу. первый полет - 20 декабря 1990 года. Следующий прототип, “39-3”, был оснащен радаром и совершил полет 25 марта 1991 года; за ним последовал последний из пяти прототипов, «39-5», который был близок к серийным характеристикам и совершил полет 23 октября 1991 года.
Первый серийный Gripen совершил свой первый полет 4 марта 1993 года под управлением Раадстрема. Второй серийный экземпляр был первым, который был официально передан Flygvapnet, и был доставлен 8 июня 1993 года. Однако первая серийная машина разбилась во время демонстрации полета в Стокгольме 8 августа 1993 года, и Раадстрём катапультировался, не получив серьезных травм. В очередной раз проблема оказалась в сбое программного обеспечения системы управления полетом. Все Gripen были заблокированы до тех пор, пока ошибка не была обнаружена и исправлена.
Первый JAS 39B был выпущен 29 сентября 1995 года. Фактически это была серийная модификация одного из 30 JAS 39A первой партии. JAS 39A достиг начального эксплуатационного состояния в 1995 году, а полного эксплуатационного состояния - в 1997 году. Первая машина второй партии была поставлена в декабре 1996 года, в том же месяце, когда был размещен заказ на 64 усовершенствованные машины “партии 3”, включая 50 одноместных ". JAS 39Cs» и 14 двухместных JAS 39D.
ЛТХ
П.С. для доп инфы смотри ‘прочее’
Хар-ка JAS 39A
Длина
|
Высота
|
Размах крыльев
|
Площадь крыла
|
Масса(пустой)
|
Масса(полностью нагруженный)
|
14.1м
|
4.5м
|
8.4м
|
25.54 m²
|
6,620кг
|
12,500кг
|
Хар-ка JAS 39B
Длина
|
Высота
|
Размах крыльев
|
Площадь крыла
|
Масса(пустой)
|
Масса(полностью нагруженный)
|
14.8м
|
4.5м
|
8.4м
|
25.54 m²
|
8,000кг
|
12,500кг
|
JAS 39C

JAS 39D

JAS 39A, как выяснилось, был настоящим легким истребителем, его масса пустого самолета составляла примерно три четверти от веса F-16C и примерно вдвое меньше веса пустого самолета Viggen, F/A-18E/F Super Hornet или Dassault Rafale. В планере Gripen широко использовались композитные узлы для снижения веса. Скромный размер в некоторой степени снизил стоимость покупки и определенно снизил затраты на эксплуатацию; облегчило управление машиной на земле; и придал ему более низкую радиолокационную заметность.
Gripen A представлял собой самолет конфигурации «утка» с укороченным треугольным крылом со стреловидностью 45 градусов, а также цельноповоротным передним крылом со стреловидностью 45 градусов и двугранным углом. Крылья были установлены посередине корпуса, чтобы обеспечить пространство для подкрыльевых магазинов, каждое крыло имело закрылок на передней кромке, а также два свисающих «элевона» на задней кромке для улучшения характеристик и маневренности на ближних дистанциях. На носу имелись две крохотные полоски для создания вихрей, улучшающих управление полетом на больших углах атаки.
Gripen A оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем Volvo Aero RM-12 с форсажной камерой. RM-12 был разработан в сотрудничестве с General Electric и основан на турбовентиляторном двигателе GE F404J, используемом на Boeing F/A-18 Hornet. F404J был выбран из-за его надежности и потенциала роста. Шведская версия двигателя имела вентилятор большего размера, обеспечивающий больший поток воздуха и большую мощность; большая устойчивость к ударам птиц; и форсажная камера шведской разработки. RМ-12 обеспечивал тягу 81,9 кН (8350 кгс / 18400 фунтов силы) на форсаже. 60% компонентов двигателя были произведены GE и отправлены в Швецию, где они были интегрированы с компонентами шведского производства.
Вооружение
П.С. его очень много



Прочее
Более подробно про радар можете почитать здесь
Более подробно про RWR можете почитать здесь
Или посмотреть на эту картинку

Более подробно про углы атаки и прочее здесь
forsvarsmakten.se
aerospaceweb.org
airvectors.net
militaryfactory.com
Хронология
Фото


Cockpit JAS 39
Видео
Inside The Cockpit* - JAS 39 Gripen
Gripen and g-force
Saab Gripen E Cockpit - Sweden’s 4.5 Gen Fighter Jet