SAAB JAS 39 Gripen

История

В 1980 году Шведское управление оборонной техники (FMV) выдало шведским производителям требование к боевому самолету следующего поколения, известному тогда как «JAS (Jakt, Attack и Spaning / Fighter, Attack и Reconnaissance)». Как следует из названия, это должен был быть многоцелевой боевой самолет с отличными характеристиками и высокой маневренностью, способный противостоять новым советским истребителям, которые тогда поступали на вооружение. Он должен был быть проще и дешевле в обслуживании, чем Viggen, и его можно было легко развернуть, чтобы обеспечить высокую скорость боевых вылетов. Большая дальность действия не была обязательным требованием, поскольку традиционно целью Flygvapnet была защита Швеции, а не проецирование силы.

Консорциум под названием «IndustriGruppen JAS» был образован между SAAB-Scania, Volvo Flygmotor, Ericsson и Foerenade Fabriksverken (ныне FFV Aerotech). Предложение группы под названием SAAB 2110 было принято весной 1982 года, а в июне был подписан контракт на пять прототипов с некоторыми модификациями по сравнению с первоначальным предложением, а также первоначальную производственную партию из 30 самолетов и опцион на еще 110.

Работа над прототипами началась в 1984 году, а полноразмерный макет был завершен в начале 1986 года. Программа столкнулась с техническими проблемами, увеличением затрат и срывом графика, что привело к политическому давлению с требованием ее отмены и покупки иностранного самолета. Однако первый одноместный прототип JAS 39A Gripen (Griffin) поднялся в воздух 9 декабря 1988 года под управлением летчика-испытателя Стига Холмстрема, и споры утихли. Проектные работы над двухместной версией JAS 39B для оперативной переоборудования начались в 1989 году.

К сожалению, первый прототип JAS 39A, «39-1», был потерян 2 февраля 1989 года из-за сбоя программного обеспечения в системе управления полетом. Самолет стал неустойчивым при приземлении и перевернулся, а пилот Ларс Раадстрем сломал руку. Все это ужасное событие было снято на видео и вызвало общественный резонанс. Работы по очистке программного обеспечения и устранению проблем с движком привели к дополнительным сбоям в графике. Проблемы были решены, и второй прототип «39-2» поднялся в воздух 4 мая 1990 года. Третий прототип, который фактически получил обозначение «39-4» и имел действующую авионику, но не имел радара, выполнил свою задачу. первый полет - 20 декабря 1990 года. Следующий прототип, “39-3”, был оснащен радаром и совершил полет 25 марта 1991 года; за ним последовал последний из пяти прототипов, «39-5», который был близок к серийным характеристикам и совершил полет 23 октября 1991 года.

Первый серийный Gripen совершил свой первый полет 4 марта 1993 года под управлением Раадстрема. Второй серийный экземпляр был первым, который был официально передан Flygvapnet, и был доставлен 8 июня 1993 года. Однако первая серийная машина разбилась во время демонстрации полета в Стокгольме 8 августа 1993 года, и Раадстрём катапультировался, не получив серьезных травм. В очередной раз проблема оказалась в сбое программного обеспечения системы управления полетом. Все Gripen были заблокированы до тех пор, пока ошибка не была обнаружена и исправлена.

Первый JAS 39B был выпущен 29 сентября 1995 года. Фактически это была серийная модификация одного из 30 JAS 39A первой партии. JAS 39A достиг начального эксплуатационного состояния в 1995 году, а полного эксплуатационного состояния - в 1997 году. Первая машина второй партии была поставлена в декабре 1996 года, в том же месяце, когда был размещен заказ на 64 усовершенствованные машины “партии 3”, включая 50 одноместных ". JAS 39Cs» и 14 двухместных JAS 39D.

ЛТХ

П.С. для доп инфы смотри ‘прочее’

Хар-ка JAS 39A
Длина Высота Размах крыльев Площадь крыла Масса(пустой) Масса(полностью нагруженный)
14.1м 4.5м 8.4м 25.54 m² 6,620кг 12,500кг
Хар-ка JAS 39B
Длина Высота Размах крыльев Площадь крыла Масса(пустой) Масса(полностью нагруженный)
14.8м 4.5м 8.4м 25.54 m² 8,000кг 12,500кг
JAS 39C

image

JAS 39D

image

JAS 39A, как выяснилось, был настоящим легким истребителем, его масса пустого самолета составляла примерно три четверти от веса F-16C и примерно вдвое меньше веса пустого самолета Viggen, F/A-18E/F Super Hornet или Dassault Rafale. В планере Gripen широко использовались композитные узлы для снижения веса. Скромный размер в некоторой степени снизил стоимость покупки и определенно снизил затраты на эксплуатацию; облегчило управление машиной на земле; и придал ему более низкую радиолокационную заметность.

Gripen A представлял собой самолет конфигурации «утка» с укороченным треугольным крылом со стреловидностью 45 градусов, а также цельноповоротным передним крылом со стреловидностью 45 градусов и двугранным углом. Крылья были установлены посередине корпуса, чтобы обеспечить пространство для подкрыльевых магазинов, каждое крыло имело закрылок на передней кромке, а также два свисающих «элевона» на задней кромке для улучшения характеристик и маневренности на ближних дистанциях. На носу имелись две крохотные полоски для создания вихрей, улучшающих управление полетом на больших углах атаки.

Gripen A оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем Volvo Aero RM-12 с форсажной камерой. RM-12 был разработан в сотрудничестве с General Electric и основан на турбовентиляторном двигателе GE F404J, используемом на Boeing F/A-18 Hornet. F404J был выбран из-за его надежности и потенциала роста. Шведская версия двигателя имела вентилятор большего размера, обеспечивающий больший поток воздуха и большую мощность; большая устойчивость к ударам птиц; и форсажная камера шведской разработки. RМ-12 обеспечивал тягу 81,9 кН (8350 кгс / 18400 фунтов силы) на форсаже. 60% компонентов двигателя были произведены GE и отправлены в Швецию, где они были интегрированы с компонентами шведского производства.

Вооружение

П.С. его очень много
gripen_arm
image
image

Прочее

Более подробно про радар можете почитать здесь
Более подробно про RWR можете почитать здесь
Или посмотреть на эту картинку
image

Более подробно про углы атаки и прочее здесь
forsvarsmakten.se
aerospaceweb.org
airvectors.net
militaryfactory.com
Хронология

Фото

avgripen_02
image

Cockpit JAS 39


Видео

Inside The Cockpit* - JAS 39 Gripen
Gripen and g-force
Saab Gripen E Cockpit - Sweden’s 4.5 Gen Fighter Jet

1 лайк

Красивое.

Да, ради одного самолёта придется качать ветку.

Еврофайтера ждать ещё дольше.

1 лайк

введут, рано или поздно.
правда по вооружению, как и всем- будут выборочные подачки.
хотя, могут и для затравки выдать что-то интересно или настроить уфолётом.

Многие гбу уже есть, как и маверики и свободно падающие тоже. Там только есть вопрос к ракетам ВВ.

Насчёт уфолёта вряд-ли. Да у него будут хорошие углы атаки, но скорость он будет терять, впринципе как и все дельты довольно стремительно

1 лайк

Я уже давно выкачал летку Швеции и сижу жду. А сейчас Viggen’ы, попадая в СБ в сетап до 11.3, творят грязь. Одобряю.

Ну что товарищи, ждём, осталось 2-3 недели и увидим в игре

1 лайк

Согласен, осталось девблог дождаться

Хотя уже про него почти всё написал

1 лайк

Против панциря любй уфолёт, птенчик на закуску

Красивый, но бесполезный