Смогут ли нейросети убить искусство воздушного боя?

Недавно понял, что первой в моей жизни компьютерной игрой была ни разу не ГТА Сан Андреас, а шахматы! Седой достопочтенный Наставник, вечно пахнущий рыбой, притащил в класс белый комп (тоже моментально пропахший рыбой), монитор-лупу и киберспортивную мышку с 3 кнопками и шариком. С тех пор все обладатели шахматной короны города Замкадовска-3815 наперебой принялись штурмовать виртуального супостата. Но ящерюга оказался не так прост. Даже на лёгком уровне его мог одолеть, разве что, Учитель, да и то, ходили слухи, что машина сдавалась, в первую очередь, от запаха рыбы…
Свет на первом этаже ЦТЮ* горел до поздней ночи. Такого лютого задpoтства не видывал ни один компьютерный клуб. Всё это сопровождалось знатным подгоранием неокрепших пepдаков и обильными кровотечениями из носа на фоне общего переутомления (что с лицом, юные Каспаровы??)
Спустя полгода, наверное, ночного бдения, я таки заборол злостного бота, поставив единственный в своей жизни мат слоном и конём. Как в процессе мне удалось сохранить 100% зрения и 20% психики, история умалчивает, но кровища из носа шла потом много лет от любого чиха. Вступление получилось долгим, зато вы теперь знаете, что для меня эта тема личная.

История имела место быть в середине нулевых. Тогда этих ваших интернетов в привычном состоянии шнурка или антеннки у нас ещё не водилось. Иначе я бы обязательно погуглил тему противостояния компьютера и шахматиста, а не стал бы губить молодое здоровье в жерле машинного кода (стал бы). Если коротко: как раз в то время комп прописал человеку в шахматах окончательное ГГВП.

На первый взгляд, летящие друг на друга организованные толпы игроков из вартандеровского боя неотличимы от ряда фигур на шахматной доске (особенно — материалом изготовления участников). Но фундаментальное различие всё-таки есть. [Варианты развития шахматной партии] — это конечное число (с 46 нулями бтв). А [варианты траекторий самолётов в дуэли 1:1] — всё-таки, в теории, число бесконечное. Не говоря уже о групповом бое. Конечно, сравнение этих двух чисел похоже на пресловутое “Чего больше, песчинок на пляже или звёзд на небе?”. Но, судя по тому, что шахматы комп осилил в 90е, а вменяемых ботов для авиасимов нет до сих пор, второе “дохрена” всё же больше первого “дохрена”.

“Решения и действия летчика, соответствующие обстановке, остаются все же важнейшими параметрами исследования воздушного боя. На исход боя оказывают влияние факторы, перечень которых кажется бесконечным, а машины учитывают только часть из них. Цифровое моделирование отнимает меньше времени и средств, чем аналоговое, но может спасовать перед сложностью логики и тактики.” (с) Journal of Aircraft

Встаёт вопрос, который железного компа волнует ничуть не меньше, чем НИФИГА НЕ ЖЕЛЕЗНОГО тебя. Как бы поменьше работать? И тут компуктер смело может закосплеить задолбавшегося работягу, страдающего от кризиса среднего возраста. То бишь нанять штат.

Запускаем знчт турнир 1:1 с призовым фондом 100000000 фантиков. И по его итогам анализируем все действия топ 5 лучших игроков. Таким образом, {бесконечное множество положений самолётов в пространстве} приобретает вполне осязаемые очертания [множества всех ситуаций, возникших в конкретном турнире]. А {бесконечное множество решений из этих ситуаций} сокращается до [множества успешных решений, принятых игроками]. И чем больше охват игроков и боёв, тем точнее результат.

Звучит впечатляюще, не так ли?
Из видимых препятствий лишь вышеупомянутые вычислительные мощности. Но, если верить закону Мура :3, это лишь вопрос времени. Ещё мотивации разработчиков. Однако, если так обсуждаемая всеми смузихлёбами** нейросеточка, примет вполне осязаемые очертания конкретного [Сёдзи]***, эффект превзойдёт орду школоботов с орущей в колонках песней Моргенштерна. Наверное. Ну ладно, ковш на танках реализовали же.

.* – Центр Творчества Юных
** – IT специалисты
*** – Великий и Ужасный бот-самурай

6 лайков

Обучать будешь ооооооооооооооооочень долго. А рабочие требования итогового ИИ будут превышать необходимую для 1000 обычных ботов, которые летают по «идеальному» алгоритму.
Если же делать алгоритм на основе ИИ, то смысла нет, так как физические законы давно описаны

Тетсуо было мало?

5 лайков

а зачем нам в ммо умные боты?

Не думаю, что это будут нейросети.
Нейросеть всё-таки довольно алгоритмизированная штука, хоть и с обильным простарнством вариантов.
А вот ИИ, который не действует на основе алгоритмов, а способен на “творческий подход”, легко поставит мат человеку в воздушном (и не только) бою, показав применение нелогичных и неразумных на человеческий взгляд, но очень эффективных приёмов.

Например, даже прямо сейчас, пилот-бот может вертеть на вертикальной перегрузке пилота-человека, просто потому, что у него нет сердечно-сосудистой системы, давление в которой очень скачет от перегрузок, вырубая пилота-человека, а ведь пилот-бот, не зажатый рамками алгоритмов, может придумать что-то такое, что человек даже представить не может, просто в силу ограничений биологического организма.

5 лайков

В плане творчества и стратегического мышления компьютеру ещё очень далеко до человека. Тот же шахматный компьютер не является ИИ, потому что не имеет интеллекта, а действует исключительно перебором. Основной козырь машины в отсутствии ошибок.

1 лайк

Это так.
Но когда-то, речи не велось и о шахматах, а ты ж гляди, научили играть.
Когда-нибудь и творческое мышление получит.

Британцы тут доигрались с этими ИИ до терминатора. Хорошо, виртуального.

В моделированном бою бот должен был выполнить БЗ, а злобные мешки с костями ему мешали, накидывая вводных. В одном из сценариев бот нашёл цель и определил её как противника, но оператор запретил атаку. Тогда бот разбомбил штаб и после поразил цель. Очень обалдевшие британцы директивно запретили бомбить союзные штабы, как Робокопу нельзя было портить жизнь директорату OCP. Но хитрый бот нашёл выход: поломал все вышки связи и, наслаждаясь тишиной, действовал по своему разумению.

Так что я этих искусственных иgиoтов уже начинаю побаиваться. И не потому что они слишком умные, а потому что могут быть запрограммированными иgиoтами настоящими и исполнять совершенно невменяемые вещи.

5 лайков

Шахматная программа, конечно, перебирает много вариантов ( больше человека ), но она тоже не считает абсолютно все варианты, так как у неё есть приоритеты. Все малоперспективные продолжения сразу отсекаются и дальнейший расчёт идёт по наиболее сильным вариантам. Этот алгоритм получил название “альфа-бета-отсечение”. И ошибки у программ тоже бывают, но это мелкие ошибки, а крупные ошибки ( зевки ) они действительно не делают.

Что касается компьютерных ботов War Thunder, то их можно сделать очень сильными, главное заложить в них правильные тактические шаблоны:

  1. Всегда набирать высоту.
  2. Не вступать в бой с численно превосходящим противником.
  3. Если численно превосходящий противник преследует, то отходить к своим союзникам или в крайнем случае к аэродрому под прикрытие ПВО.
  4. Закладка в память бота характеристик своего самолёта и всех остальных самолётов в игре. Если у бота более маневренный самолёт, то вступать в виражный бой, если менее маневренный, то соответственно не вступать в такой бой.

Я думаю, что такое вполне можно сделать, но это сложно, а самое главное - не нужно.

4 лайка

Зачем нейросети если обнаружение цели и её поражение уже и так обеспечиваются аппаратурой самолета и ракеты?

БВБ. Речь об игре

  1. Сайдклимб не панацея, без тактики группового боя преимущество в высоте не даёт ничего. Тут у человека карт-бланш.
  2. А как будет вести себя бот после того как вступит в манёвренный бой?))

Так хардкорно настроенный бот игрока просто порвет, ибо 100% владение данными - игроку ответ от сервака дойти не успеет как его действие уже будет учтено ботом

2 лайка

“Учтено” дословно: принять что-то во внимание, соотнести с чем-то при рассуждении, планировании. Машина ни рассуждать, ни планировать не может. То есть проблемы возникнут на этапе принятия решения. Но есть нейросетка, которая умеет обучаться на основе вводных от человека. В этом и суть темы :)

1 лайк

Еще раз повторяю - 100% осведомленности, контроля самолета и меткости. Думать тут не надо, только контрить действия игрока, отчего тот постоянно будет сливать энергию значительно больше чем бот из-за погрешностей управления, лага и реакции.
Выдумать тут какие-то нейросетки чтоб все ошибки и погрешности человека пародировать смысла просто 0.

1 лайк

Ладно, накину простецкий пример. Человек на сейбре, бот на миг-15.

Сейбр пикирует под 45^ на максимальной скорости. За 2 километра до земли человек переворачивает самолёт, бот следует за ним (тоже переворачивает). За 1 километр до земли человек переворачивает самолёт обратно и спокойно выходит из пикирования, потому что у сейбра прекрасный крен. Бот улетает в землю.

1 лайк

Т.е. 100% осведомленность и 100% контроль машины мы игнорируем напрочь, бот не в состоянии узнать свое положение в пространстве?

Давай тоже пример проведу - тот же шахматный турнир, но на каждый ход дается 1 секунда с требованием установки фигурок строго в центр клетки с точностью до микрона. При этом все фигурки имеют разный вес, а поверхность клеток под произвольным углом известные роботу, но не известные человеку. Вот примерно такие входные данные бы ли бы если перенести условия компьютерного воздушного боя.

//Ну и 100% меткость тоже забыли - сейбра порвет первой же пулькой на которую игрок не среагирует

Тема состоит из 40% воспоминаний, 40% объяснений темы и 20% самой темы

1 лайк

Я привёл пример, где у бота 2 стула:

  1. Полететь за игроком и умереть об землю
  2. Не полететь за игроком, то есть проиграть позицию

Правильным решением здесь будет выход из боя. Никакого смысла лететь за пикирующем сейбром на миге нет от слова “совсем”, ввиду меньшей скорости у земли. Но иногда есть смысл, когда край карты близко или у противника мало топлива. Или догнать за счёт динамики. МИЛЛИОН вводных. Даже люди с 86млрд нейронов в мозге понимают это далеко не сразу. Если вообще понимают.

Теперь о стрельбе. Я упустил этот момент кстати. Если коротко, из опыта аркадных игр. Точка упреждения врёт в 99% случаев. То есть во всех, кроме прямолинейного полёта цели. В сущности, чтобы попадать, нужно ПРЕДУГАДЫВАТЬ действия противника. А как там дела обстоят с предугадыванием у бота?
Конечно, с определённой дистанции реакции человека уже не хватит чтобы изменить траекторию за время полёта снаряда. Но это метров 500. И опять же, при условии, что самолёт бота позволяет навестись на цель. Бот соблюдает оптимальную скорость, углы атаки и т.п.

2 лайка

Да