Недавно понял, что первой в моей жизни компьютерной игрой была ни разу не ГТА Сан Андреас, а шахматы! Седой достопочтенный Наставник, вечно пахнущий рыбой, притащил в класс белый комп (тоже моментально пропахший рыбой), монитор-лупу и киберспортивную мышку с 3 кнопками и шариком. С тех пор все обладатели шахматной короны города Замкадовска-3815 наперебой принялись штурмовать виртуального супостата. Но ящерюга оказался не так прост. Даже на лёгком уровне его мог одолеть, разве что, Учитель, да и то, ходили слухи, что машина сдавалась, в первую очередь, от запаха рыбы…
Свет на первом этаже ЦТЮ* горел до поздней ночи. Такого лютого задpoтства не видывал ни один компьютерный клуб. Всё это сопровождалось знатным подгоранием неокрепших пepдаков и обильными кровотечениями из носа на фоне общего переутомления (что с лицом, юные Каспаровы??)
Спустя полгода, наверное, ночного бдения, я таки заборол злостного бота, поставив единственный в своей жизни мат слоном и конём. Как в процессе мне удалось сохранить 100% зрения и 20% психики, история умалчивает, но кровища из носа шла потом много лет от любого чиха. Вступление получилось долгим, зато вы теперь знаете, что для меня эта тема личная.
История имела место быть в середине нулевых. Тогда этих ваших интернетов в привычном состоянии шнурка или антеннки у нас ещё не водилось. Иначе я бы обязательно погуглил тему противостояния компьютера и шахматиста, а не стал бы губить молодое здоровье в жерле машинного кода (стал бы). Если коротко: как раз в то время комп прописал человеку в шахматах окончательное ГГВП.
На первый взгляд, летящие друг на друга организованные толпы игроков из вартандеровского боя неотличимы от ряда фигур на шахматной доске (особенно — материалом изготовления участников). Но фундаментальное различие всё-таки есть. [Варианты развития шахматной партии] — это конечное число (с 46 нулями бтв). А [варианты траекторий самолётов в дуэли 1:1] — всё-таки, в теории, число бесконечное. Не говоря уже о групповом бое. Конечно, сравнение этих двух чисел похоже на пресловутое “Чего больше, песчинок на пляже или звёзд на небе?”. Но, судя по тому, что шахматы комп осилил в 90е, а вменяемых ботов для авиасимов нет до сих пор, второе “дохрена” всё же больше первого “дохрена”.
“Решения и действия летчика, соответствующие обстановке, остаются все же важнейшими параметрами исследования воздушного боя. На исход боя оказывают влияние факторы, перечень которых кажется бесконечным, а машины учитывают только часть из них. Цифровое моделирование отнимает меньше времени и средств, чем аналоговое, но может спасовать перед сложностью логики и тактики.” (с) Journal of Aircraft
Встаёт вопрос, который железного компа волнует ничуть не меньше, чем НИФИГА НЕ ЖЕЛЕЗНОГО тебя. Как бы поменьше работать? И тут компуктер смело может закосплеить задолбавшегося работягу, страдающего от кризиса среднего возраста. То бишь нанять штат.
Запускаем знчт турнир 1:1 с призовым фондом 100000000 фантиков. И по его итогам анализируем все действия топ 5 лучших игроков. Таким образом, {бесконечное множество положений самолётов в пространстве} приобретает вполне осязаемые очертания [множества всех ситуаций, возникших в конкретном турнире]. А {бесконечное множество решений из этих ситуаций} сокращается до [множества успешных решений, принятых игроками]. И чем больше охват игроков и боёв, тем точнее результат.
Звучит впечатляюще, не так ли?
Из видимых препятствий лишь вышеупомянутые вычислительные мощности. Но, если верить закону Мура :3, это лишь вопрос времени. Ещё мотивации разработчиков. Однако, если так обсуждаемая всеми смузихлёбами** нейросеточка, примет вполне осязаемые очертания конкретного [Сёдзи]***, эффект превзойдёт орду школоботов с орущей в колонках песней Моргенштерна. Наверное. Ну ладно, ковш на танках реализовали же.
.* – Центр Творчества Юных
** – IT специалисты
*** – Великий и Ужасный бот-самурай