Т-84-120 «Ятаган»

Танк Ятаган является результатом совершенствования танка Т-84 Оплот и адаптации его к требованиям стандартов НАТО. На нём установлена 120-мм гладкоствольная пушка и автомат заряжания, расположенный в кормовом отсеке башни.
Танк Ятаган собран из комплектующих украинского производства, хотя предусмотрена (по желанию заказчика) установка систем зарубежных производителей.
Этот танк был создан в 2000г. При его разработке использовались технические решения, проверенные при модернизации танка Т-72-120. В некоторых публикациях он назывался КЕРН2-120 (по наименованию опытного образца) или Т-84-120. Первоначально танк ЯТАГАН, был представлен на выставке IDEF в г. Анкара (Турция) в 1999 и 2001 годах.

Основные особенности

Танк “Ятаган” является высокоэффективной боевой машиной. Танк оснащен мощным вооружением, автоматом заряжания, его броня обеспечивает исключительно высокую степень защиты от современных средств поражения; его система управления огнем позволяет экипажу выполнять боевые задачи, как днем, так и ночью при любых погодных условиях; силовая установка способна работать в широком диапазоне температур на различной местности, включая горные районы с высотой над уровнем моря до 3000 м. На танк может устанавливаться большая номенклатура дополнительного оборудования.

Основной целью разработки является установка в танк пушки калибра 120 мм стандарта НАТО, для которой унитарные выстрелы различных типов размещены в автомате заряжания на корме башни (22 выстрела) и остальные - в механизированной укладке в корпусе.

Компоновка

Компоновка сделана по классическому типу: в передней части корпуса находится отделение управления с местом механика-водителя, за ним - боевое отделение, а в корме танка - моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Корпус имеет противоснарядную, комбинированную и экранированную броневую защиту с использованием комплекса встроенной динамической защиты.

Маневренность

В отношении подвижности танк “Ятаган” аналогичен танку Т-84.
imageimage

Силовая установка представляет собой комплекс узлов и агрегатов, включающий в себя двигатель и обслуживающие его системы: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов и подогрева. Силовая установка может эксплуатироваться в диапазоне температур атмосферного воздуха от -40°С до +55°С.

Двигатель 6ТД - многотопливный шестицилиндровый двухтактный дизель жидкостного охлаждения.

Параметр Значение
Максимальная стендовая мощность дизеля при работе на дизельном топливе, кВт (л.с.) 882 (1200)
Максимальный крутящий момент дизеля при работе на дизельном топливе при частоте вращения КВ дизеля (2050±10) мин.-1, Нм (кгс.м) 3135 (320)
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин.-1 2600
Удельный расход топлива в режиме максимальной мощности, г/кВт.ч (Г/л.с.ч) 211…231 (155…170)
Масса сухого дизеля, кг 1180
Габаритные размеры дизеля, мм:
длина 1602
ширина 955
высота 581

Двигатель адаптирован к системе автоматизированного управления трансмиссией, регулятор оснащен датчиком хода рейки топливных насосов, на дизеле установлен измеритель частоты вращения коленчатых валов.

В электрогидромеханическом регуляторе частоты вращения реализован специальный механизм, ограничивающий подачу топлива в зоне частот 800…2000 мин.-1, что обеспечивает снижение оптической плотности выпускных газов на режимах пуска и свободного ускорения.

В топливной аппаратуре двигателя применены форсунки с запорной иглой.

Двигатель состоит из блока, кривошипно-шатунного механизма, картеров, цилиндров, механизма передач, компрессора, газовой турбины и навесных агрегатов: стартер-генератора, водяного насоса, воздушного компрессора ТК-150, регулятора топливоподкачивающего насоса, топливных фильтров, топливных насосов высокого давления, масляного центробежного фильтра, воздухораспределителя и других узлов.

Цилиндры двигателя расположены горизонтально. В каждом цилиндре имеются продувочные и выпускные окна. Продувочные окна служат для продувки и заполнения цилиндров воздухом, выпускные окна обеспечивают отвод из цилиндров отработавших газов. Усовершенствованная конфигурация продувочных окон обеспечивает улучшение экономичности за счет совершенствования процесса газообмена и смесеобразования. Выходящие из цилиндров отработавшие газы поступают через выпускной коллектор в газовую турбину.

В каждом цилиндре расположены два противоположно движущихся поршня. При их максимальном сближении образуется камера сгорания. Каждый поршень посредством шатуна связан со своим коленчатым валом. Поршни при возвратно-поступательном движении открывают и закрывают продувочные и выпускные окна, т.е. выполняют функции газораспределительного механизма. В поршнях применен усовершенствованный игольчатый подшипник верхней головки шатуна, обеспечивающий возможность повышения максимального давления сгорания, ресурса и надежности.

Компрессор наддувочного воздуха обеспечивает улучшение параметров дизеля за счет более эффективного процесса сжатия, достигнутого путем улучшения аэродинамики проточной части.

Газовая турбина преобразует энергию отработавших газов в механическую энергию, которая используется для привода компрессора.

Двигатель установлен в моторно-трансмиссионном отделении. Установка его не требует центровки и подгонки. Оси коленчатых валов двигателя располагаются поперек продольной оси танка.

Двигатель имеет три места крепления: в двух бугелях сзади и шарнирной опоре впереди.

Система питания топливом

В систему питания топливом входят:

  • топливные баки
  • дренажный бачок
  • топливораспределительный кран
  • кран отключения наружных бако
  • топливоподкачивающие насосы
  • заправочный топливный фильтр, фильтр грубой очистки
  • фильтр тонкой очистки
  • бензиновый центробежный насос
  • заправочный насос с краном
  • воздухоотделительный бачок, обратный клапан
  • топливомеры
  • трубопроводы

Топливо для питания двигателя размещено в баках общей вместимостью 1140 литров.

Применяемое топливо: дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, бензин и их смеси.

Система обеспечивает питание двигателя топливом как из каждой группы баков отдельно, так и из обеих групп баков одновременно.

Топливная система обеспечивает также питание энергоагрегата, расположенного на правой надгусеничной полке, с помощью трубопроводов, выведенных через борт.

Заправка топливом может производиться централизованно через заправочные горловины баков, а также заправочным насосом.

Параметр Значение
Емкость внутренних топливных баков, л 575
Емкость наружных топливных баков, л 570
Емкость дополнительных топливных бочек, л 380 (190х2)

Система питания воздухом

Система питания двигателя воздухом предназначена для очистки от пыли воздуха, поступающего в двигатель. Очистка воздуха трехступенчатая с эжекционным удалением пыли. Первая ступень - бункер с инерционной решеткой, вторая и третья ступени - двухступенчатый кассетный воздухоочиститель.

Система состоит из воздухоочистителя с эжектором пылеудаления, бункера забора воздуха с инерционной решеткой и эжектора пылеудаления из инерционной решетки.

Воздухоочиститель - двухступенчатый. Первая ступень обеспечивает предварительную очистку воздуха от пыли на 99,78%. После прохождения второй ступени воздух очищается до 99,98%. Кассеты составляют вторую ступень воздухоочистителя.

Система смазки двигателя

Система смазки двигателя предназначена для размещения масла в танке, подачи его к двигателю, очистки и охлаждения отработавшего в двигателе масла.

Система смазки двигателя состоит из внутреннего масляного бака с заборным фильтром, масляного радиатора, маслозакачивающего насоса, нагнетающего насоса двигателя, двух откачивающих насосов, масляного центробежного фильтра, масломера и трубопроводов.

Система смазки - циркуляционная, выполнена по принципу сухого картера.

Масляный бак вместимостью 105 л установлен в передней части силового отделения между перегородкой и двигателем. Забор масла для питания двигателя осуществляется из среднего отсека, который пополняется маслом из других отсеков.

Cистема оборудована сигнализатором минимального давления масла.

Система охлаждения

Параметр Значение
Система охлаждения жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным охлаждением радиаторов, предназначена для обеспечения теплового режима работы двигателя
Прокачка охлаждающей жидкости через дизель при частоте вращения коленчатых валов двигателя 2600 мин.-1 , не менее, м3/час 38
Заправочная вместимость системы, л 94

В систему охлаждения входят:

  • эжектор, водяной насос двигателя
  • радиаторы
  • компенсационный бачок
  • паровоздушный клапан
  • подогреватель с калорифером
  • полости двигателя
  • охлаждающие пояса разъема газохода
  • клапан слива воды из двигателя
  • клапан слива воды из подогревателя и трубопроводы

Водяные радиаторы обеспечивают отвод тепла от охлаждающей жидкости и установлены в эжекторной коробке крыши моторно-трансмиссионного отделения.

Система оборудована датчиком минимального уровня охлаждающей жидкости и датчиком максимальной температуры охлаждающей жидкости.

Эффективность системы охлаждения регулируется количеством газов, проходящих через эжектор.

Система выпуска отработавших газов

Система обеспечивает прохождение охлаждающего атмосферного воздуха через радиаторы за счет использования энергии отработавших газов двигателя и выпуск отработавших газов.

Система состоит из компенсатора, газохода, переходника, вваренного в правую боковину крыши моторно-трансмиссионного отделения совместно с обводным газоходом, ресивера с сопловым аппаратом, проточной части эжектора и выходных жалюзи.

Для охлаждения стыка в газоходе выполнены водяные рубашки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость системы охлаждения.

Система подогрева и отопления

Система подогрева является составной частью системы охлаждения и служит для разогрева двигателя и масла перед пуском, и поддержания двигателя в состоянии готовности к пуску в холодное время.

Разогрев двигателя осуществляется нагретой подогревателем охлаждающей жидкостью, а масла в моторном масляном баке – отработавшими газами подогревателя.

В систему подогрева входят подогреватель, жаровая труба моторного маслобака и трубопроводы.

Подогреватель предназначен для нагрева охлаждающей жидкости и обеспечения ее циркуляции по магистралям системы охлаждения при прогреве двигателя, и разогрева масла отработавшими газами в моторном маслобаке.

Система пуска двигателя

Параметр Значение
Способы пуска:
основной электростартером от четырех АКБ
вспомогательный сжатым воздухом от баллонов
комбинированный электростартером от АКБ, генератора ВД и сжатым воздухом одновременно
от внешнего источника используется электроэнергия или сжатый воздух аналогичной машины
с буксира используется в случае невозможного пуска двигателя выше перечисленными способами
Средства облегчения пуска * подогреватель * электрофакельный подогрев * впрыск масла
Температура пуска холодного дизеля без использования средств предпускового подогрева:
на масле АЗМОЛ Гарант, ГАЛОЛ М-4042, М16ИХП-3 до 5 °С
на маловязком масле М8В2С до минус 25 °С

Реверсивная трансмиссия

Реверсивная трансмиссия предназначена для увеличения скоростного режима танка при движении передним и задним ходом (ЗХ). Повышенные (ускоренные) передачи заднего хода обеспечивают, при необходимости, быструю смену позиций в боевых условиях без разворота танка. Трансмиссия адаптирована к системе автоматизированного управления и оснащена датчиком частоты вращения.

Реверсивная трансмиссия состоит из коробки передач (КП) и соединена соосно с реверсивной бортовой передачей. По расположению в танке трансмиссии классифицируют как правую и левую. Они располагаются в правом и левом бортах корпуса соосно с выходным валом двигателя.

Коробки передач

Коробки передач планетарного типа с фрикционным включением передач. Коробки передач обеспечивают 7 передач вперед и 5 назад.

Реверсивные бортовые передачи

Реверсивные бортовые передачи состоят из двух планетарных рядов. Включение прямого хода и реверса осуществляется зубчатой муфтой, что обеспечивает дополнительно четыре передачи заднего хода.

Защищённость

image

Основной боевой танк «Ятаган» обладает комбинированной системой защиты, состоящей из пассивной брони, встроенной динамической защиты «Нож» и ряда других устройств защиты танка, оптимизированных против современных средств поражения танков, значительно снижающих уязвимость танка от всех видов противотанковых средств.

Броневая защита танка «Ятаган», имеющая современную многослойную броню и установленный на башне и корпусе комплект встроенной динамической защиты второго поколения, обеспечивает танку высокий уровень живучести на поле боя. Пассивная броня представляет собой «слоеный пирог», состоящий из броневых листов и керамических материалов, которые прекрасно защищают от большинства нынешних средств поражения посредством существенного увеличения устойчивости к пробитию и вероятности откалывания брони на внутренней поверхности. На передней части корпуса и башни танка «Ятаган» установлена встроенная динамическая защита нового поколения типа «Нож», которая обеспечивает защищенность от кумулятивных и бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Кроме корпуса и башни, контейнеры встроенной динамической защиты также установлены по бортам передней части корпуса и обеспечивают дополнительную защиту отделения управления по бокам. Комплекс встроенной динамической защиты танка имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменен или модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты. Пассивная броня и встроенная динамическая защита в комплексе обеспечивают отличную защиту от самых современных противотанковых средств.

Поскольку противотанковые средства, поражающие танк со стороны крыши башни, представляют серьезную угрозу, крыша башни танка «Ятаган» между люками командира и наводчика оборудована дополнительной защитой от таких средств поражения.

На бортах корпуса танка установлены широкие резиновые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту от противотанковых ручных средств, имеющих пехотинцы противника.

Животность танка «Ятаган» также повышается с помощью комплекса оптико-электронного противодействия «Варта» и состоит из системы предупреждения о лазерном облучении (она предупреждает об угрозе применения средств поражения с лазерной наводкой), осветителей постановки инфракрасных помех и системы постановки дымовой/аэрозольной завесы.

Система предупреждения о лазерном облучении имеет пульт управления, блок управления и четыре головки обнаружения лазерного луча (две точные головки, установленные в передней части крыши башни, и две грубые головки, установленные в кормовой части крыши башни), реагирующие на луч лазерного дальномера, лазерные целеуказатели и высокоточные боеприпасы, имеющие лазерную систему наведения. Система позволяет экипажу танка своевременно реагировать на возможные угрозы.

Для предотвращения обнаружения танка на поле боя с помощью радара танк имеет антирадарное покрытие. Башня танка также оснащена резиновыми щитками, свисающими с передней части башни и снижающими заметность танка для радаров.

Существенные меры предприняты для защиты экипажа танка от пожаров внутри машины: быстродействующая система пожаротушения обеспечивает обнаружение и тушение пожаров как в отделении экипажа, так и в моторно-трансмиссионном отделении.

Интересно, что от боевого отсека ниша отделялась бронированной перегородкой, а в крыше имеются вышибные панели, чем обеспечивается безопасность экипажа в случае подрыва боекомплекта.

Вооружение

Вооружение танка Ятаган состоит из 120-мм пушки с хромированным стволом, 7,62-мм спаренного пулемета и 12,7-мм зенитного пулемета. У экипажа танка также имеются автоматы, гранаты и сигнальный пистолет.

Основное вооружение - 120-мм гладкоствольная пушка под боеприпасы стандарта НАТО, заряжаемая при помощи автомата заряжания конвейерного типа. Пушка оснащена эжектором пороховых газов и термокожухом. Ствол пушки быстросъемный и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа пушки из танка.

Боекомплект к пушке составляет сорок выстрелов (22 выстрела размещены в конвейере автомата заряжания в башне, 16 выстрелов размещены во вспомогательной боеукладке - корпусном конвейере, 2 выстрела находятся в боевом отделении). Применяются боеприпасы всех типов и видов назначения, разработанных в соответствии со стандартами НАТО - STANAG 4385 и STANAG 4110 (APFSDS-T, HEAT-MP-T и другие), а также управляемые по лазерному лучу ракеты производства Украины.

Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8 - 10 выс./мин. Предусмотрены также режимы полуавтоматического и ручного заряжания пушки с использованием боеприпасов, находящихся в механизированной укладке в корпусе танка.Применяются боеприпасы всех типов и видов назначения, разработанных в соответствии со стандартами НАТО - STANAG 4385 и STANAG 4110 (APFSDS-T, HEAT-MP-T и другие), а также управляемые по лазерному лучу ракеты производства Украины.

В качестве вспомогательного вооружения используются 7,62-мм спаренный пулемет и 12,7- мм зенитно-пулеметная установка с дистанционным управлением, установленная на командирском люке и позволяющая вести огонь изнутри танка с закрытыми люками.

Спаренный пулемет позволяет поражать целина прицельных дальностях до 1600 м.

Боекомплект спаренного пулемета составляет 1250 патронов.

Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.

Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Пулемёт эффективен для поражения средне- и легкобронированных машин. Приводы пулемета - электрические. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/- 75° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +20° пулемет стабилизирован. Боекомплект зенитного пулемета составляет 450 патронов.

Комплекс управляемого вооружения «Конус»

image

«Конус» - украинская ствольная противотанковая управляемая ракета калибра 120 мм, предназначенная для стрельбы из танков Т-84-120 и Т-72-120.

Данная ракета была разработана на основе ракеты «Комбат» под калибр 120 мм, принятый в странах НАТО. Производством этого оружия занимается ПТУРГП «ГосКБ «Луч», который входит в состав ГК «Укроборонпром». Ракета «Конус» была представлена на международной оружейной выставке «BRIDEX 2013».

Управляемая ракета «Конус» предназначена для поражения неподвижных и подвижных современных бронированных целей, имеющих комбинированную, разнесенную или монолитную броню, в том числе с динамической защитой, а также малоразмерных целей типа долговременных огневых точек, танк в окопе, легкобронированных объектов и вертолетов.

Выстрел «Конуса» — унитарный с управляемой ракетой, соответствующий габаритным размерам штатного «натовского» артиллерийского снаряда. Ракета может располагаться в конвейере механизированной боеукладки в различном порядке и любом сочетании с другими типами снарядов. ПТУР «Конус» оснащена тандемной кумулятивной головной частью, что обеспечивает бронепробитие не менее 700 мм брони за динамической защитой.

Управление ракеты является полуавтоматическим по лазерному лучу. Стоит отметить, что принципы наведения и управления ракетой «Конус» такие же, как и у ПТУР «Комбат».

Тактико-технические характеристики

Калібр, мм: 120
Маса пострілу, кг: 28
Система наведення: напівавтоматична по лазерному променю
Тип БЧ: тандемна кумулятивна
Бронепробиття: не менше 700
Максимальна дальність стрільби, м: 5000
Час польоту на максимальну дальність, с: 16,3
Довжина пострілу, мм: 1074
Температурний діапазон застосування, ˚С: від мінус 40 до +60

Ракета «Конус» прошла успешные испытания на танке Т-84-120 «Ятаган», который оснащен гладкоствольной 120-мм пушкой КБМ2 L50 стандарта НАТО. Стоит отметить, что сегодня Украина является единственной страной, которая занимается выпуском ствольных противотанковых ракет всех калибров. ПТУР «Конус» может способствовать военно-техническому сотрудничеству со странами НАТО. Также данная ракета значительно увеличивает экспортный набор украинского оружия.

Детальные ТТХ
Параметр Единица измерений Величина
Размеры
длина (с пушкой на нос) м 9,664
длина (по корпусу) м 7,705
ширина (без бортовых экранов) м 3,595
ширина (с бортовыми экранами) м 3,775
высота (по крышу башни) м 2,215
высота (с 12,7-мм зенитным пулеметом) м 2,76
Дорожный просвет м 0,515
Ширина гусеничной ленты м 0,58
Ширина колеи (по центру гусеничных лент) м 2,8
Длина гусеницы в соприкосновении с грунтом м 4,29
Общие характеристики
Экипаж человек 3
Боевая масса т 48
Удельная мощность л.с./т 25
Давление на грунт кг/см2
Максимальная скорость по шоссе км/ч 65
Средняя скорость по пересеченной местности км/ч 45…50
Вместимость топливных баков л 1300
Диапазон рабочих температур, от °C -40 до +55
Запас хода
по шоссе км 540
по пересеченной местности км 350…400
Преодолеваемые преграды
Брод без подготовки м 1,8
Брод с подготовкой м 5
Градиент % 63
Боковой крен % 36
Высота преодолеваемой стенки м 1
Ширина преодолеваемого рва м 2,85
Двигатель
Тип двухтактный, многотопливный с впрыском топлива
Модель 6ТД-2
Цилиндров 6
Система охлаждения жидкостная
максимальная мощность л.с. 1200
частот вращения коленвала при максимальной мощности об/мин 2600
Трансмиссия
Тип механическая, планетарная
Передач 7 передних и 5 задних
Подвеска
Тип торсионная
Вооружение
основное 120-мм гладкоствольная пушка
спаренное 7,62-мм пулемет КТ-7,62
зенитное 12,7-мм пулемет КТ-12,7
Боекомплект
для основного вооружения выстрелов 40 (22 из них - в автомате заряжания)
для спаренного пулемета патронов 4000
для зенитного пулемета патронов 450
Фото


image

image



image





image
image
image
image
image

image
image

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=bx0tDvqF_Gg&ab_channel=МілітарнийПортал

https://www.youtube.com/watch?v=BMof-kuT92E&ab_channel=Національнийінформаційнийпортал"Тиск"

https://www.youtube.com/watch?v=qIYe1F-ehGw&ab_channel=5канал

20 лайков

Для начала ветку Украинской БТТ, да и ветку вертолётиков можно, там есть интересные ПТУР для Ми-24ВП с пассивной ГСН.
ну это со временем будет.

4 лайка

через лет 5

2 лайка

Машина интересная, но только в какую ветку?

1 лайк

За.

1 лайк

Украинскую

5 лайков

Зачем нам еще одна ветка с леопардами и бредли?

7 лайков

Вообще там будет большое кол-во интересной техники.

1 лайк

Там куда больше интересной техники нежели леопарды и бредли.

2 лайка

Танк который не будет ловить ваншоты через НЛД😍

Если уьрать снаряды с корпуса, хотя 20 штук в аз достаточно по идее. Я когда играл на центах брал ссобой по 10 снарядов

20 снарядов с головой хватает.

23, тут 22 в АЗ и 1 в казне

image
?

5 лайков

Гермерика

1 лайк

Не обращай внимания

Думаю нет…по этим танкам тока ленивый не создавал темы и не кидал “давно” на кондиционЭр.
Весь смысл темы сейчас сойдет на тему куда добавят. Амирам или мемцам. Ну так считают многие обыватели ру форума.

1 лайк

Такого пока не придумали на ру форуме.
image

Стоило бы, а то “Германия”, “США” выглядит очень странно. Если с Оплотом вопросов нет, США покупали, то тут ну очень странно.

Однозначно.