История
Спойлер
Ка-50 “Черная акула” – российский боевой одноместный ударный вертолет, предназначенный для поражения бронированной и небронированной техники, малоскоростных низколетящих воздушных целей, а также живой силы на поле боя.
Он был разработан ОКБ “Камов” (ныне в составе "Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова) под руководством главного (впоследствии генерального) конструктора Сергея Михеева.
Проектирование вертолета, получившего обозначение В-80 (или “изделие 800”), началось в январе 1977 года. Защита эскизного проекта и макета В-80 состоялась в апреле-мае 1981 года, а еще через год был построен его первый опытный образец. Первый полет опытной машины состоялся 17 июня 1982 года.
В октябре 1984 года вышел приказ министра авиационной промышленности СССР о подготовке серийного производства В-80 на авиационном заводе “Прогресс” в городе Арсеньеве на Дальнем Востоке.
Головная серийная машина впервые поднялась в воздух 22 мая 1991 года. Вертолет получил новое название Ка-50. Имя “Черная акула” закрепилось за боевой машиной после выхода на киноэкраны российского боевика с таким названием, в котором новому вертолету была отведена главная роль. Причиной столь необычного прозвища стали черная “ночная” окраска вертолета и его хищный зловещий профиль.
На Западе его чаще называют “Оборотнем” или “Обманщиком”; последнее название – Hokum – даже стало официальным кодом вертолета в НАТО.
Указом президента России в августе 1995 года Ка-50 был принят на вооружение российской армии.
Вертолет имеет соосную схему расположения несущих винтов, которая делала его более компактным, маневренным и устойчивым в сравнении с машинами традиционной компоновки. Ка-50 был способен менять направление своего движения за несколько секунд. Он мог неожиданно для противника пойти боком со скоростью 90 километров в час или внезапно отработать “полный назад”.
У Ка-50 длинный обтекаемый фюзеляж (типа полумонокок) и хвостовое оперение, убирающееся трехопорное шасси с носовой стойкой. Винты трехлопастные, противоположного вращения. Для разгрузки несущего винта и подвески вооружения установлено трапецевидное крыло. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА, размещенных по бортам фюзеляжа. Запас топлива размещается в двух основных мягких топливных баках.
В носовой части фюзеляжа размещается одноместная кабина летчика с плоским передним бронестеклом и боковыми стеклами. Над верхним открывающимся в бок остеклением установлено зеркало обзора задней полусферы. Доступ в кабину летчика осуществляется через открывающуюся дверь с левого борта. Кабина имеет мощное бронирование для защиты летчика и основных агрегатов с двухслойной броней из разнесенных стальных и алюминиевых листов.
Бронированная кабина выдерживает прямое попадание снарядов калибром 23 миллиметра, а остеклению не страшны удары осколков и крупнокалиберных пуль. Кроме того, в вертолете предусмотрена система аварийного покидания. Кабина пилота снабжена катапультным креслом, которое имеет ракетно-тянущую систему, обеспечивая катапультирование летчика во всем диапазоне скоростей и высот полета. Перед катапультированием производится отстрел лопастей и открытие верхней створки фонаря. Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения.
В конструкции вертолета широко использованы стекло- и углепластиковые композиционные материалы, составляющие 35% массы планера, что позволило значительно сократить вес машины.
Ка-50 оснастили совершенным прицельно-пилотажно-навигационным оборудованием. В частности, дисплеем, на который подается информация о состоянии основных агрегатов и систем; сопряженным с картой автоматическим курсопрокладчиком, непрерывно фиксирующим местонахождение летящего вертолета; аппаратурой, принимающей информацию о целях и окружающей обстановке от наземных наблюдательных постов, других вертолетов и самолетов, устройством, предупреждающим о том, что машина облучается чужими радиолокаторами. Ка-50 имеет взаимно резервированные бортовые вычислители для решения навигационных и боевых задач, систему обмена тактической информацией с другими вертолетами, наземными и воздушными командными пунктами для определения координат цели.
Боевая эффективность машины обеспечивалась передовыми на то время технологиями, позволявшими максимально автоматизировать процессы управления вооружением.
Комплекс средств повышенной боевой живучести позволяет Ка-50 успешно атаковать заданные цели и выживать при интенсивном огневом противодействии.
Вертолет оснащен мощным вооружением – 12 сверхзвуковыми противотанковыми управляемыми ракетами “Вихрь” (на дистанции 10 километров они пробивают 900-миллиметровую броню), блоками для восьми десятков 80-миллиметровых неуправляемых ракет класса “воздух – земля”, ракетами для борьбы с воздушным противником. Есть в его арсенале и 30-миллиметровая пехотная пушка А2А42, поворачивающаяся в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с селективным боепитанием.
Вертолет Ка-50 имеет несколько модификаций.
Ка-50Ш – ночная модификация Ка-50, для круглосуточного выполнения боевых задач. От стандартной модификации отличается перекомпонованной носовой частью, в которой наряду с дневным расположен и ночной тепловизионный канал прицельно-пилотажно-навигационного комплекса “Рубикон-Н”.
Ка-50Н – серийный вариант, переоборудованный в версию для круглосуточного выполнения боевых задач; оснащался тепловизионной прицельной системой.
Ка-50-2 “Эрдоган” – двухместная модификация Ка-50 по стандартам НАТО (тандемное расположение экипажа). Был разработан для участия в тендере Вооруженных сил Турции.
Ка-52 “Аллигатор” – модифицированный двухместный ночной вариант Ка-50.
Ка-50 стал одним из ярких событий самого первого авиасалона МАКС в 1993 году. Впоследствии на статической стоянке МАКС демонстрировались различные модернизированные версии вертолета, в том числе с очками ночного видения для безопасного пилотирования ночью. Украшением летной программы МАКС-2005 стали показательные полеты “Черной акулы”, продемонстрировавшие беспрецедентные для вертолета маневренность и управляемость.
В 2000-2001 годах два вертолета Ка-50 принимали участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики в составе специально сформированной боевой ударной группы, наносящей удары по террористам. Вооруженная самыми современными ракетами “Вихрь” и эффективным прицельным комплексом “Черная акула” показала себя тогда грозной силой. Вертолет на практике подтвердил свои уникальные маневренные характеристики и отличные пилотажные качества в условиях горной местности при разреженной атмосфере и плохих метеоусловиях.
За все время испытаний и эксплуатации Ка-50 произошло две катастрофы. 3 апреля 1985 года на опытной машине Ка-50 разбился летчик-испытатель Герой Советского Союза Евгений Ларюшин. А 17 июня 1998 года в Торжке (Тверская область) во время проведений испытаний “Черной акулы” на предельных режимах погиб начальник Центра боевого применения армейской авиации Герой России генерал-майор Борис Воробьев. Обе катастрофы Ка-50 произошли из-за резкого маневрирования вертолетов, в результате чего случился перехлест несущих винтов.
Судьба Ка-50 сложилась непросто. Несмотря на то, что вертолет был принят на вооружение в 1995 году, до крупносерийного производства дело так и не дошло. Из-за финансовых проблем удалось построить только 15 машин. Производство “Черной акулы” было приостановлено с января 2009 года. Однако все наработки Ка-50 стали фундаментом для создания следующей модели – Ка-52 “Аллигатор” и его морской версии Ка-52К “Катран”.
Спойлер
Исторические камуфляжи