Выпуск GBM номер 79:
“Арлезианка” 1940 года…
БУДУЩИЙ ТАНК “G1”
Часть 1 1935-1938 (2): “Бомба” Рено и других 20-тонных танков
Мы следили за GBM 78
условия развития
танковой программы
20 тонн в 1935-1936 годах и два
предварительные проекты. Здесь и сейчас
остальные пять участников, поскольку они
явились в начале 1937 года.
Как мы уже писали, когда комиссия по «20-тонному
танку» рассмотрела 20 февраля 1937 года предварительные
проекты семи производителей, откликнувшихся на
тендеры 1936 года, установленный предел веса стал
уже не более чем воспоминанием. Каждый из проектов
достигает 23-25 тонн, что приводит к хроническому
недобору мощности. В дополнение к уже рассмотренным
проектам Понятовского/SEAM и Лоррейн (GBM
78, стр. 38-47), конкурирующие проекты представляют
собой, как мы сейчас увидим.
20-тонный танк Рено
Крупнейший автопроизводитель, известный
конструктор и производитель танков не мог остаться в
стороне от такой программы. Тем более, что будущая
машина, которая появится, с одной стороны обрекает свой
танк D2, а с другой стороны угрожает танку B, в котором
Бийянкур имеет очень важные интересы. Не
присутствует, а главное сохраняется в танковой программе
20 тонн означают понижение Рено до уровня
производителя легких танков, таких как R.35, над
которыми могущественная компания потеряла
контроль после национализации в 1936 году ее
мастерской в Исси-ле-Мулино, ставшей известной как AMX.
В действительности развитие событий таково, что
Рено рискует, ни больше, ни меньше, увидеть, как деятельность
ее танков снизится до минимума, а то и вовсе исчезнет,
а производитель Бийянкур окажется низведенным
до роли поставщика компонентов механического оборудования
для сторонние производители.
Надо сказать, что в это время имидж марки Рено едва ли был на пике. Кавалерия отдала предпочтение
СОМУА после неудачи Рено с AMC типа YR и ACG-1. Легкий
танк R.35, принятый на вооружение под давлением событий,
далеко не доставляет удовлетворения, а пехота явно
отдает предпочтение, и это справедливо, FCM 36.
Таким образом, для Renault программа 20-тонных танков
— это возможность воспользоваться возможностью восстановить
свой имидж и, прежде всего, вернуться на передний
план производителей танков. Поэтому он нанесет серьезный
удар, предложив предварительный проект, который дестабилизирует
программу и, прежде всего, поставит «палки на рельсы»
ее самому грозному конкуренту, танку Понятовского/SEAM, что является настоящим преступлением оскорбления величества в глазах Луи Рено.
В своем большом перевороте Renault наносит удар
там, где этого никто не ожидает. Рискуя остаться
вне программы, Renault предлагает танк не с
двойным вооружением, а с одной 75-мм пушкой в башне.
Инициатива смелая, потому что вооружение танков
это ответственность официальных служб
через такие учреждения, как ETBS (Бурж)
для пушек и APX (Пюто) или ARL (Рюэй) для
башен.
Но смелый шаг Бийянкура оправдал себя, потому что,
увидев предварительный проект, комиссия буквально упала в
обморок, в отдельных терминах:
«Оригинальным проект является расположение вооружения;
основное орудие (пушка 75 или 47) установлено
на установке, ось вращения которой совпадает с осью
вращения башни. Залп пушки вращается вокруг шарового
шарнира (фиктивного шарнира), установленного на
башне. Ориентирование пушки по азимуту происходит
за счет электроуправляемого вращения установки; залп
приводит в движение башню, которая сбалансирована,
последняя относительно легкая, так как не служит креплением
для орудия, поэтому вес вооружения не вмешивается
в балансировку башни.
Представители 10-го управления [пехотного] считают,
что установка основного вооружения танка на
станке представляет достаточный интерес, чтобы
оправдать заказ опытного образца […] Они считают,
что в танковом вооружении всегда нужно искать
новые решения, вероятно, будут иметь лучшую
производительность, чем старые. Они
добавляют, что пехота всегда выступала за установку
основного вооружения танка под башней¹.
Комиссия считает целесообразным попросить
производителя представить два взаимозаменяемых узла,
один со стволом 75 мм, другой со стволом 47
Шнейдера (V° 800), предусмотренных проектом. >>
Удар был особенно сильным, потому что в башне 75-
мм — это не 75-мм гаубица (17 калибра) танка «B»,
а 75-мм (29 калибра) крепостная пушка APX, включая
установку, уже установленная на некоторых проектах
САУ (прим. ред. - это та самая пушка, что сейчас стоит на SAu 40. Она же станет в будущем известна, как SA 32). Это вооружение придает танку огневую мощь полевой
пушки. Это впервые со времен тяжелого танка FCM
2C, масса которого составляет 70 тонн. Тонко
говоря, Renault предлагает две версии: одну — 75 мм для
фугасных выстрелов и возможности противотанкового
огня, другую — 47 мм, мощную, с высокой противотанковой
способностью, с меньшей взрывной силой, чем 75
мм, но все равно существенной. За этой организацией вооружений, не принадлежащих
автопроизводителю, обретает форму акция инженера по вооружению
Рестани, прикомандированного к «Рено».
Помимо вооружения, предварительный проект Бийянкура
включает еще один весьма инновационный элемент:
подвеску с использованием торсионов, занимающую мало
места, менее тяжелую, менее чувствительную к минам
и более гибкую, чем обычные подвески. Комиссия вряд
ли многословна на эту тему, она просто отмечает небольшой
размер подвески, не вдаваясь в подробности.
С другой стороны, он выносит свое мнение о шасси
и, в первую очередь, о трансмиссии: с точки зрения
трансмиссии Renault не ввела инновации, она
осталась верна системе Кливленда, которая не является очень прогрессивная система рулевого управления. Целесообразно было бы попросить производителя установить,
если возможно, на этот танк более современную
и прогрессивную трансмиссию, чем «Кливленд». Но
если бы это было невозможно, комиссия рекомендовала
«для улучшения обитаемости боевого помещения
было бы целесообразно перенести «Кливленд» в тыл. Радио
тогда можно было бы разместить на нынешнем месте
этого механизма слева от пилота».
Затем она интересуется двухпутной системой,
формулируя оговорки: комиссия не убеждена,
что двухпутная система, предложенная
Рено, будет удовлетворительной; было бы разумно запустить в производство для этого танка гусеница аналогична танку D2, чтобы не задерживать
выпуск опытного образца в случае выхода из строя
спаренных гусениц». В примечании на полях указано, что «внешние
края гусеницы не приподняты; Поэтому повороты
танка на мягком грунте будут очень затруднены.
Кроме того, ребра полозьев, аналогичные тем, что у
танка FT, будут повреждать дороги».
Далее следуют некоторые замечания, призванные
замаскировать эмоции комиссии перед новаторской
формулой основного орудия в башне: передние
колеса необходимо поднять как можно выше, чтобы
повысить способность танка преодолевать неровности.
Было бы целесообразно обеспечить, чтобы дальность действия
танка соответствовала программе. Наконец,
пересечь ров с чистым краем недостаточно
(2,25 м вместо 2,50 м)»
Разумеется, как и следовало ожидать, комиссия
уточняет, что «вес, указанный Renault,
был занижен. Предполагается, что этот танк
достигнет 25 тонн.
Но в заключение: «с учетом изложенных выше
оговорок и ввиду большого интереса, который
представляет сборка вооружения, комиссия
считает, что постройку 20-тонного прототипа танка
следует поручить компании «Рено». Макет боевой
камеры следует как можно скорее предоставить
компетентным техническим службам».
20-тонный танк БДР (Бодо-Донон-Руссоль)
Что касается проекта, исходящего от этой компании,
специализирующейся на строительстве локомотивов, то комиссия в первую очередь ориентируется на объем танка: «боевая камера просторная, поскольку
ширина танка (2,80 м) позволяет разместить 75-мм пушку по
оси и два человека (водитель и радиостанция) должны
быть размещены по обе стороны от этого оружия.
Этот танк также является самым крупным из всех, чьи
проекты рассматривалась комиссией».
Однако такое расположение имеет тот недостаток, что
кресло командира танка становится непригодным для
использования во время стрельбы. Действительно, последний
размещен в башне, тоже по оси танка и прежде всего
по оси орудия. Поэтому ноги командира танка
расположены за казенной частью и как раз на пути
выброса гильз. При первом выстреле у командира танка могут
несколько пострадать голени.
Отсюда и предложение сместить башню влево, как
на проекте Somua, имеющем тот же организационный
недостаток.
Комиссия также отмечает, что «общая высота
танка, 2,85 м, выше, чем у других проектов […]
потому, что башня была поднята для устранения
слепых зон его вооружения».
Затем она смотрит на бензиновый двигатель
Potez, авиационный тип, 12 цилиндров которого
расположены горизонтально и охлаждаются воздухом. Эта
новинка, которую мы встретим позже на EBR, на данный
момент является первой, тем более что «охлаждение
теплового двигателя, тяговых двигателей, вентиляция
боевой камеры обеспечиваются двумя турбинами;
две вытяжные турбины выбрасывают нагретый
воздух обратно в атмосферу. Если снятие
радиаторов приведет к удалению жалюзи, которые
являются уязвимыми органами, комиссия осторожно
отмечает, что несомненно необходимо будет разместить
выхлопную трубу вне бака. Тепловой двигатель
мощностью 320 л.с. обеспечивает 28,5-тонному танку
БДР удельную мощность 11,2 л.с./т, что на 10%
больше требуемого соотношения 10 л.с./т.
Как и танк Понятовского/SEAM, БДР имеет электрическую
трансмиссию. Это «характерно своей простотой
и оригинальными положениями […]. Возбудителя нет;
генератор типа «Шунт»; он запускается сам по себе
при оборотах теплового двигателя, превышающих
обороты холостого хода […]. Двигатели серийного
типа; Каждый из них атакует гусеницу с помощью
мобильного двухступенчатого редуктора. »
Эта электрическая трансмиссия весит всего на 1000
кг больше, чем механическая трансмиссия, и она
хорошо справляется с поворотами с малой амплитудой,
не утомляя персонал и оборудование».
Комиссия также акцентирует внимание на особенно
важном моменте: «ролики установлены на конических
роликоподшипниках Тимкем, заполненных смазкой
и снабженных герметичными уплотнениями; на них
невозможно воздействовать при погружении в воду;
они не требуют никакой смазки. » И далее отметим:
«Производитель сообщает, что бак БДР не требует
периодической смазки с помощью шприца для смазки. »
Это значительный технический прогресс для резервуаров,
которые затем требуют ежедневного ухода,
включая утомительную работу по смазке 4.
Но в этом отчете есть довольно загадочный абзац,
написанный следующим образом (подчеркнутые
термины нами подчеркнуты): «При условии обеспечения
водонепроницаемости некоторых легкозакрываемых
узлов и башни APX 4 производитель считает,
что дистанционно управляемый танк может перейти
брод любой глубины. Означает ли это, что танк БДР -
погружной с дистанционным наведением, экипаж
проходит отсечку на мешках Хабера? Элегантное
решение, позволяющее преодолеть ограничения, налагаемые
различными классами мостов, и таким образом
удовлетворить инженерные запросы по переправе паромов
уже изучаются с момента окончания Великой войны,
просто и чисто устранив их. И, столкнувшись
с таким количеством нововведений, комиссия
предложила: «Танк БДР, вооружение которого мощное
и который к тому же представляет новые положения
с точки зрения обитаемости, теплового двигателя,
трансмиссии и обслуживания, очень интересный, можно
заказать». Поэтому он предлагает отнести его к верху
устройств, отнесенных к 3-й категории» (отчет от
20 февраля 1937 г.). В этом отчете проекты Фуга и
Лотарингия также отнесены к 3-й категории. Во вторую
категорию входят СОМУА, ФСМ и Рено,
а первая учитывает только Понятовского/SEAM. Но этот прекрасный энтузиазм умеряется
современная рукописная записка, подписанная неразборчиво, в
которой указывается, что система электропередачи Гебу-Рузон, безусловно, имеет определенные преимущества,
но, с другой стороны, у нее есть недостаток, заключающийся
в том, что она производится по немецким патентам так
же, как и система склеивания (Pendelastic) резины на коньки.
Эта анонимная рука приходит к выводу, что танк превосходит
Понятовский/SEAM по проекту Бодо-Донон-Руссоль с точки зрения веса, размера и трансмиссии
(электрической), но, тем не менее, заканчивается
хорошо для BDR, «превосходя SEAM с точки зрения
подвески».
20-тонный танк Батиньоль-Шатийон
Проект генеральной паровозостроительной
компании (Батиньоль) никогда не будет сообщен
комиссии, которая сообщает о нем только для
протокола.
20-тонный танк СОМУА
СОМУА, надеявшийся на мгновение увидеть свой кавалерийский танк
сохранена в виде среднего пехотного танка, оставлена
вам ходовую модифицировать, не все потеряли
надежду и представляет предварительный проект. Этот оборудован
новой ходовой части, которая впоследствии
будет соответствовать СОМУА S.40 и SAu 40. Для адаптации
в соответствии с новыми спецификациями программы, СОМУА
установили в корпус 75 мм и увеличили толщину
бронирования. Эти изменения привели к увеличению
танка и, следовательно, веса, без
движущая сила увеличивается.
ПЕРЕВОД В ПРОЦЕССЕ