С момента выхода Су-39 мое сердце греет этот самолет. Невероятно красивый, во многом уникальный и со своей (во многом незаслуженно неудачной) историей.
Су-39 (он же Су-25ТМ) разрабатывался, чтобы быть многозадачным самолетом в оболочке штурмового Су-25. Требовалась всепогодность и возможность давать отпор вражеским самолетам.
Для решения этих задач разрабатывался тепловизионный контейнер “Ход”, миллиметровая РЛС “Кинжал”, а так же 3 сантиметровая РЛС “Копье-25”.
Первые 2 системы в итоге не были массово произведены из-за недостатка финансирования при развале СССР и сложностей с комплектующими из теперь независимых стран.
Однако и “Ход” и “Кинжал” проходили испытания в 1993. Я изучил много книг, ходил лично в музеи, писал запросы к ним же.
На текущий момент я думаю, что не узнаю чего-то еще нового, поэтому хочу объяснить, почему при скудности информации о тепловизоре “Ход”, у нас достаточно информации для добавления его в игру.
Разработчики не добавили этот контейнер, ссылаясь на то, что нет уверенности, что он реально существовал, а так же из-за того, что некоторые его характеристики неизвестны. Я хочу доказать, что в рамках игры (!) у нас достаточно информации.
- Существовал ли он реально? Да, в виде прототипа. Об этом свидетельствуют многочисленные фотографии на разных выставках, а так же его летные испытания задокументированы, ровно как и их результат: “У тепловизора были проблемы со стабилизацией и качеством изображения, поэтому он был отправлен на доработку”.
Макет не может пройти летные испытания, заключением которых будет “низкое качество изображения и проблемы со стабилизацией”. Это напрямую доказывает, что рабочий прототип был. Нам так же точно известны дата испытаний, бортовой номер самолета и летчик.
Помимо этого в некоторых источниках я нашел информацию про диапазон в ктором работал тепловизор: 8-14 микрон
Я общался с Overscan, известным исследователем военных самолетов. И он так же выразил уверенность, что тепловизор был не макетом, а прототипом.
Sukhoi Su-25 Frogfoot. Alexander Mladenov
информация о диапазоне работы тепловизора из англоязычной версии книги "Штурмовик Су-25.Ильдар Бедретдинов
Мнение Overscan
На данном этапе я считаю, что это достаточные основания полагать, что система существовала, помимо десятков фотографий, который я приложу в конце
- Знаем ли мы его характеристики, чтобы добавить его в игру? Да. Теперь объясняю: чтобы реализовать контейнер в игре, нам нужно знать 3 параметра: углы обзора, кратность приближения и качество тепловизора. Из книг они известны лишь косвенно. Согласно источникам, “Ход” крепился так же, как и меркурий, что может говорить о точно таких же углах обзора и кратности приближения. СССР уже имел тепловизионные матрицы 1 поколения, т.к. уже создал Агава и Агава-2.
Вы скажете, что для игры этого мало, однако я перейду на сугубо игровые характеристики тепловизора
А) Кратность приближения и углы обзора тепловизора: не учитываются при наличии дневной системы обзора (она есть на су-25т и су-39 в виде Шквал). Все вертолеты, самолеты и танки используют параметры кратности и углов обзора от их дневных станций, а не тепловизионной, это неоднократно подтверждалось разработчиками и вы можете сами проверить это, сравнив углы обзора и приближения на любом вертолете, самолете, танке без тепловизора и с ним. Они будут совпадать. Более того, “Меркурий”, что есть у Су-25Т и Су-39 работает по тем же углам обзора и приближению, как и Шквал, игнорируя свои.
Это все значит, что мы уже знаем углы обзора для реализации “Ход”, т.к. мы знаем эти параметры у Шквала.
Б) Качество изображения тепловизора. Удивительно, но здесь тоже мы знаем его в рамках игры. Разработчики используют качество дисплея в кабине вертолета\самолета для определения качества картинки тепловизора в рамках игры. И мы знаем качество экранов в кабине Су-25Т и Су-39. Это были ИТ-23М и позднее ТВ-109М. Они имели разрешающую способность 600 и 800 твл. Я не могу визуально определить, какой тв индикатор установлен в кабине Су-25Т и Су-39 в WT, но предлагаю считать более плохой вариант - ИТ-23М
При помощи онлайн конвертации мы может преобразовать это к привычным нам пикселям.
таблица
600 твл = 800 горизонтальных пикселей
800 твл = 1066 горизонтальных пикселей
про ТВЛ
Концертация ТВЛ в пиксели
Разрешение тепловизоров в игре
Может показаться, что это много в рамках игры, однако надо учитывать, что ИТ-23М и ТВ-109М - экраны с большой диагональю 23 и 25 сантиметров. Вы можеет представить изображение 1024x768 или 800x600 на таком большом экране. Фактически, качество для человека будет ниже.
Однако это дает нам основание, по которому мы можем опередлить качество картинки тепловизора для пилота. Беря минимальное и при учете большого экрана я думаю это аналог 500x300 для игры.
Заключение
Подытоживая, я хотел бы сказать, что считаю, что доказал, что в рамках игры из-за ее условностей мы знаем, какие параметры будут у тепловизора “Ход”. Даже если мы узнаем его реальные углы обзора и кратность, это не повлияет на игру, в любом случае они будут как у Шквала, как это сделано у “Меркурия” или любых других тепловизоров вертолетов\самолетов\танков.
Все это исследование было сделано ради того, чтобы хотя бы 1 самолет СССР смог получить тепловизор. У нас есть примеры тепловизоров на 9.7-10.3. Я хотел бы увидеть хотя бы 1 тепловизор у СССР раньше 12.7. Тем более, что с точки зрения игры мы знаем его параметры.
Спасибо за внимание.
Sources
Штурмовик Су-25.Ильдар Бедретдинов
Штурмовик Су-25 Грач. Виктор Марковский, Игорь Приходченко
Sukhoi Su-25 Frogfoot. Alexander Mladenov
Sukhoi ‘Frogfoot’ Su-25, Su-28 and Su-39
WEG 2016 Vol 2 Air and Air Defense Systems
Monografie Lonticze Su-25 Su-34. Piotr Butowski
Su-25 all variants. 4+ publication
Мировая авиация. 104
@Montestin Я бы попросил вас посмотреть это “мини-исследование”, на которое я потратил полгода жизни для поиска информации, общения с людьми, путешествия в музеи.
Я хотел бы ответ - мои аргументы в виде того, что из-за условностей игры большая часть характеристик тепловизоров при наличии отдельной дневной камеры не учитываются, могут быть аргументами для багрепорта, оформленного как предложение?
Напомню, что Меркурий имеет неправильный вид в игре, сейчас в игре отображен контейнер Ход. Багрепорт я сделал уже давно, но никто его не смотрит
https://community.gaijin.net/issues/p/warthunder/i/IPGXOB3OOCNl