Опытный советский бомбардировщик Ил-6

История и описание

В середине 1942 г. С.В.Ильюшин, учитывая опыт боевого применения самолетов Ил-4, выступил с предложением о создании дальнего бомбардировщика с теми же, что и у Ил-4, дальностью полета и величиной нормального бомбового груза, но со значительно большей (почти на 100 км/ч) крейсерской скоростью при полете на максимальную дальность, усиленным бортовым оборонительным вооружением, лучшей бронезащитой рабочих мест экипажа. Боевую эффективность нового бомбардировщика повысили также введением в состав экипажа второго пилота и оснащением самолета проти-вообледенительной системой, использующей для обогрева передних кромок крыла и оперения тепло выхлопных газов двух звездообразных двигателей воздушного охлаждения М-71 с взлетной мощностью по 2000 л.с. Именно под мощность двигателей М-71 и были «завязаны» все основные параметры этого самолета. Чертеж общего вида новой машины, Ил-6, С.В.Ильюшин утвердил 18 августа 1942 г.

По сравнению с Ил-4 и ДБ-4 усиливалось оборонительное вооружение, которое по требованию заказчика должно было быть таким же, как и на немецких самолетах Хейнкель Не-111Н-11. Однако в отличие от наружной подвески бомб на Не-111 Н-11, самолет Ил-6 должен был нести нормальный бомбовый груз в 2000 кг из авиабомб большого калибра на внутренней подвеске в фюзеляжном бомбоотсеке.

Эскизный проект Ил-6 был закончен осенью 1942 г. 25 ноября начальник НИИ ВВС генерал-майор П.А.Ло-сюков подписал заключение, в котором содержалась положительная оценка проектным данным самолета Ил-6 с двигателями М-71. Однако руководство ВВС высказало пожелание об увеличении дальности полета с максимальной бомбовой нагрузкой и замене бензиновых двигателей М-71, которые нуждались в длительной доводке, двумя дизельными двигателями АЧ-ЗОБ, являвшихся дальнейшим развитием первого советского авиационного дизельного двигателя АН-1, созданного в 1935 г. под руководством А.Д.Чаромского.

Целесообразность установки на дальнем бомбардировщике Ил-6 дизельных двигателей определялась их высокой экономичностью: они расходовали примерно на 40% меньше топлива, чем бензиновые двигатели такой же мощности. Кроме того, не подверженный детонации дизель мог использовать в качестве топлива вместо дорогого высокооктанового бензина более дешевый тракторный керосин, который к тому же из-за меньшей летучести обеспечивал лучшую взрыво- и пожаробезопасность. Большая плотность керосина позволяла уменьшить объем баков и снижала тем самым вес конструкции самолета.

Однако из-за высоких значений степени сжатия и температуры сгорания топлива в цилиндрах, характерных для термодинамического цикла дизельного двигателя, он имел больший удельный вес по сравнению с бензиновым двигателем той же мощности. Тем не менее, расчеты показывали, что экономичность дизеля делает выгодной его установку на самолете, имеющем продолжительность полета более 5 ч. Совершая налеты на Берлин с подмосковных аэродромов, Ил-6 с дизельными двигателями могли бы нести примерно в два раза больше бомб, чем в варианте с бензиновыми.

Опыт ограниченной эксплуатации самолетов Ер-2 с дизельными двигателями АЧ-ЗОБ выявил трудность их запуска в полевых условиях и желательность повышения надежности их работы. Поэтому одновременно с проектированием Ил-6 совершенствовался двигатель АЧ-ЗОБ, создавался его более мощный вариант.

АЧ-ЗОБ развивал взлетную мощность 1500 л.с. На высоте 6000 м благодаря комбинированному наддуву от приводного центробежного нагнетателя и двух турбокомпрессоров (по одному ТК на каждый блок из шести цилиндров) он имел номинальную мощность 1250 л.с. и крейсерский удельный расход топлива 150-165 г/л.с. в час вместо 265-280 г/л.с. в час у лучших бензиновых двигателей того времени. Однако удельный вес АЧ-ЗОБ, равный 0,86 кг/л.с., существенно превышал удельный вес бензиновых двигателей (0,6 кг/л.с.). Для установки на Ил-6 предназначался АЧ-ЗОБФ - форсированный вариант с взлетной мощностью 1900 л.с. и более высоким уровнем надежности. Проектные размеры самолета Ил-6 с дизельными двигателями пришлось пересмотреть - увеличить площадь крыла и взлетный вес самолета. Эскизный проект самолета с дизельными двигателями был закончен в декабре 1942 г.

С конца 1942 г. приступили к выпуску рабочих чертежей самолета. Ил-6 должен был строиться в Иркутске на заводе № 39, и туда направилась группа конструкторов и расчетчиков ОКБ во главе с Я.А.Кутеповым. Постройка опытного самолета была начата 10 марта 1943 г.

Ил-6 представлял собой двухдвигательный низкоплан и его основные размеры, такие, как площадь крыла и длина фюзеляжа, были выбраны практически одинаковыми с размерами самолета ДБ-4. Однако аэродинамическая компоновка крыла и такие его параметры, как удлинение и сужение, были другими.

В то время в ЦАГИ не было единой точки зрения на принципы аэродинамической компоновки крыла, обеспечивающие высокий уровень безопасности полета. В соответствии с взглядами, которые отстаивал Г.Ф.Гласс, крыло самолета должно было иметь одинаковые по размаху профили, небольшую стреловидность передней кромки и значительное сужение. Такой подход и был положен в основу аэродинамической компоновки крыла Ил-6. Оно имело профиль NACA-230 и удлинение, равное восьми. Для лучшей несущей способности крыла на взлетно-посадочных режимах его снабдили щитками.

Конструкция самолета была цельнометаллическая. Крыло - двухлонжеронное с работающей обшивкой. Фюзеляж полумонококовой конструкции имел много общего с конструкцией фюзеляжа Ил-4. Хвостовое оперение Ил-6 было однокилевой схемы (возврат к ней основывался на опыте проектирования и летных испытаний самолета ДБ-4).

Дизельные двигатели устанавливались в двух гондолах, плавность форм которых нарушалась только обтекателями масляных радиаторов. Водяные радиаторы системы охлаждения двигателей располагались в крыльевых туннелях с входом охлаждающего воздуха через носок крыла. Выход из туннеля находился под крылом и регулировался заслонкой с электроуправлением из кабины пилотов. Топливо размещалось в шести баках, располагавшихся в центроплане и отъемных частях крыла. Суммарная емкость баков была 5935 литров.

Экипаж состоял из шести человек: двух летчиков, располагавшихся рядом друг с другом, штурмана, рабочее место которого находилось в носовой кабине, оборудованной по типу кабины ДБ-ЗФ; двух стрелков, обслуживающих верхнюю турельную и нижнюю люковую установки, и стрелка-радиста, который должен был вести огонь из бортовых установок. Все члены экипажа Ил-6 имели бронезащиту, ее общий вес составлял 350 кг.

От нападения воздушного противника Ил-6 защищали пять подвижных пушечных установок: носовая, верхняя турельная, две боковые, установленные на правом и левом бортах фюзеляжа, и нижняя. Каждая оборонительная установка оснащалась пушкой Ш-20 калибра 20 мм. Общий боезапас состоял из 850 снарядов.

Бомбоотсеки на Ил-6 выполнялись по одинаковой с ДБ-3 силовой схеме с установкой кассетных бомбодержателей по оси симметрии самолета. Благодаря большому сужению крыла и увеличившемуся вследствие этого расстоянию между лонжеронами в корневой части, бомбоотсеки стали иметь длину, обеспечившую двухрядную подвеску бомб весом по 100 кг. В них размещалось 20 бомб весом по 100 кг или 8 бомб весом по 250 кг, или 4 бомбы весом по 500 кг. Максимальный вес бомбового груза, находящегося в бомбоотсеке самолета, достигал 2500 кг. На наружных бомбодержателях Ил-6 мог нести две бомбы по 1000 кг или две торпеды.

Кабина экипажа оборудовалась обычным для того времени набором пилотажно-навигационных приборов, в распоряжении экипажа имелись радиокомпас и автопилот. В состав оборудования самолета входила мощная приемо-передающая радиостанция РСБ-3 бис, аэрофотоаппаратура для дневного и ночного контроля результатов бомбометания.

Из-за отсутствия двигателей АЧ-30БФ постройка первого опытного самолета велась с двигателями АЧ-ЗОБ, взлетная мощность которых была явно недостаточной для проектного веса самолета. В связи с этим Ил-6 был представлен на заводские летные испытания без боковых фюзеляжных пушечных установок, с экипажем пять человек.

Первый полет самолета состоялся 7 августа 1943 г. в Иркутске под управлением В.К.Коккинаки. Заводской аэродром в Иркутске имел хорошие подходы к взлетно-посадочной полосе, и при выполнении нескольких испытательных полетов Коккинаки не заметил особых проблем в пилотировании самолета, кроме малого запаса руля высоты и больших усилий на штурвале при посадке. Самолет разобрали и поездом доставили в Москву на Центральный аэродром. Первый взлет с этого аэродрома В.К.Коккинаки и его брат К.К.Коккинаки, тоже летчик-испытатель, выполнили нормально. Но посадка осложнилась лесом, росшим на краю Ходынского поля. При заходе на посадку у кромки леса летчики убрали газ двигателей. Самолет стал так быстро терять высоту, слабо реагируя на отклонение руля высоты, что неминуемо должен был упасть на землю, не долетев до начала бетонной взлетно-посадочной полосы. Пришлось снова дать полный газ, но при этом самолет стал набирать высоту. Десять раз летчики заходили на посадку, пробуя различные режимы работы двигателей, но так и не смогли сесть. Приняли решение лететь на сравнительно недалеко расположенный аэродром Летно-исследовательского института и там попробовать совершить посадку, а если не получится - покинуть самолет с парашютами, так как запас топлива на борту самолета не позволил бы уйти на какой-либо другой запасной аэродром. Подходы к взлетно-посадочной полосе ЛИИ оказались более свободными, и летчики совершили посадку, но не на «три точки», то есть не на все три колеса шасси сразу, как это обычно делалось, а держа хвост «дудкой» - только на главные колеса шасси, немало удивив этим своих коллег-испытателей, наблюдавших за посадкой. Летные испытания самолета приостановили и стали разбираться в причинах такого странного поведения самолета.

В результате выявилось следующее. При разработке аэродинамической компоновки крыла Ил-6 учитывался опыт эксплуатации самолета Ли-2 с крылом аналогичной формы. Эта машина летала с относительно небольшой нагрузкой на крыло, порядка 150 кг/м2, и летчики не отмечали никаких ненормальностей в поведении самолета. После первых полетов Ил-6 опыт эксплуатации самолетов Ли-2 был изучен более тщательно, и оказалось, что при выполнении сложных полетов в перегрузочных вариантах с возросшей нагрузкой на крыло и на предельно малых скоростях летчики этих машин также испытывают большие трудности, аналогичные встретившимся при испытаниях Ил-6.

В апреле-мае 1944 г. на самолете Ил-6 было сделано еще несколько полетов, в которых оценивались характеристики его устойчивости и управляемости. Летали В.К.Коккинаки, К.К.Коккинаки, летчики ЛИИ А.Н.Грин-чик и Н.С.Рыбко. По оценке испытателей самолет имел значительные трудности в пилотировании, которые делали дальнейшие полеты опасными. Было принято решение о его доработке.

В мае-июле того же года на самолете установили опытные форсированные двигатели АЧ-ЗОБФ, имевшие кроме обычного взлетного режима, на котором эти двигатели развивали мощность 1900 л.с., еще и так называемый боевой режим, на котором их мощность достигала 1500 л.с. на высоте 6000 м. Для повышения надежности работы АЧ-30БФ на этих режимах в двигателе осуществлялся двухфазный процесс смесеобразования. Первая фаза - впрыск в сжатый воздух, поступавший из нагнетателей турбокомпрессоров, обычного авиационного бензина, вторая - подача в образовавшуюся смесь порции дизельного топлива: тракторного керосина.

Установка двигателей с проектной взлетной мощностью позволила произвести дооборудование Ил-6 бортовыми пушечными установками, усилить бронезагци-ту членов экипажа, находившихся в средней кабине. По результатам первых полетов в ЛИИ была изменена форма и уменьшена площадь руля высоты, а центровка самолета сдвинута назад с 23,4% до 26,4% САХ.

Испытания доработанного Ил-6 возобновились в августе 1944 г. Проводила их бригада ЛИИ во главе с инженером С.Б.Бреном и летчиком Н.С.Рыбко. От ОКБ ведущим инженером был Я.А.Кутепов.

Испытания были завершены 10 октября 1944 г. после выполнения программы из 16 полетов. Они показали, что при нормальном полетном весе 16100 кг самолет Ил-6 с двигателями АЧ-30БФ имеет максимальную скорость 464 км/ч. Дальность самолета при перегрузочном полетном весе 18150 кг с бомбовым грузом 1000 кг на внутренней подвеске при полете с крейсерской скоростью 340 км/ч оказалась равной 5450 км. Испытатели отмечали, что доработанный Ил-6 стал достаточно прост в управлении, за исключением посадки при большом взлетном весе. По оценке летчиков посадка при полностью задросселированных на планировании двигателях требовала большого запаса скорости и хороших подходов к аэродрому. Рекомендовалось полное дросселирование двигателей выполнять в самый последний момент, перед началом выравнивания самолета. Руль высоты в этот момент еще имел достаточную эффективность, но нагрузки от него становились очень большими, запас руля высоты отсутствовал. При высоком выравнивании самолет очень быстро терял высоту и падал на колеса. Все это было следствием не совсем удачной аэродинамической компоновки крыла, определившей появление ранних срывов на его концах. И хотя двигатели АЧ-30БФ во время испытаний самолета отказов не имели, выявился ряд серьезных недостатков в их работе. Они имели сложный запуск при низких температурах наружного воздуха и плохую приемистость.

Все это привело к прекращению работ по самолету. Тем не менее, создание Ил-6 позволило ОКБ приобрести опыт по разработке и эксплуатации керосиновой топливной системы, выявить недостатки ее конструкции и наметить пути их устранения. Этот опыт был использован при создании новых самолетов «Ил».


Табличка с ТТХ, и ЛТХ Ил-6
Модификация Ил-6 (1943) Ил-6 (1943)
Экипаж, чел 5 6
Размах крыла, м 26.07
Длина, м 17.38
Высота, м 4.20
Площадь крыла, м2 84.8
Масса, кг
пустого самолета 11930
нормальная взлетная 15600 1610
максимальная взлетная 18650 19600
Тип двигателя 2 АЧ-30Б 2 АЧ-30БФ
Мощность, л.с. 2 х 1500 2 х 1900
Максимальная скорость , км/ч
у земли 382 400
на высоте 445 (6600 м) 464 (6200 м)
Дальность полёта, км 5450
на скорости, км/ч 340
с бомбовым грузом, кг 1000
Время набора высоты 5000 м, мин 15.7 28.7
Практический потолок, м 8000 7000
Взлётно-посадочные данные
разбег при взлёте, м 600 730
посадочная скорость, км/ч 135 139
Вооружение: 3х20 5х20
бомбовая нагрузка нормальная - 1000 кг, максимальная- 4500 кг
Источники данных для таблицы

Уголок неба ¦ Ильюшин Ил-6


Галерея




image
image

Схемы Ил-6


Варианты окраски

image
image


Формат ввода
  • прокачка
  • прем
  • БП
  • марафон
0 проголосовавших

Добавить предлагаю на БР 3.0-3.3

Голосование по поводу ввода в игру опытного советского бомбардировщика Ил-6
  • За
  • Против (с аргументами)
0 проголосовавших

Проголосуйте и в этих темах, пожалуйста:

Самолёты ОКБ С.В.Ильюшина

Семейство ДБ-3
ДБ-3Т и ДБ-3ТП
Ил-4 - неточности и прототип
Опытный советский бомбардировщик ДБ-4 (ЦКБ-56)
Опытный советский бомбардировщик Ил-6
Проект скоростного советского бомбардировщика Ил-14
Проект советского стратегического бомбардировщика Ил-26

5 лайков

image

БУМАГА, БУМАГА, БУМАГА.

2 лайка

летатло летало вполне

9 лайков

Не бумага) Оно летало как бы, в металле

3 лайка

Это уже интересней Ил-14. За

2 лайка

Только не пойму: у него 5 двадцаток или 3 шкаса?

3 шкаса, откуда 5 шлаков взял?

3 ШКАСа

В спойлере история написано

по итогу то 3 шкаса, чек фоточки

Ок, тогда наверное на 3.3-3.7 норм будет, учитывая еще и лтх

3 шкаса для 3.3 мало, там Ер-2 есть с тремя шкасами, ну а ты я думаю знаешь, какое он г…

сб2м105 на 2.7 уже слегка делает сосямбу с 4 шкасами)

ну у него в переднеё турельке 2 шкаса, но спереди мало кто заходит,обычно снизу сзади, а там ограниченный угол, и всего 1 шкас, но вы что, рашнбиас, советская техника имбует

хых, да, имбуетб)

ага, и пофиг, что советские бобры беспомощны против истребителей противника

нуу не все
ил28, ту14, пе8, ту2, бе6 дадут прикурить много кому)

2 лайка

Просто этот чуть лучше летает и бомб чуть больше

Ар-2, Пе-2 тоже. Они по скорости уйдут

Слушай, я сам на советских бобрах играю. Мне нет особого смысла саботировать