Сегодня у нас на расмотрение в добавлению в ветку Италии в подветку Венгрии достаточно необычного кандидата. Я же знаю, как Вы все любите уродцев. Что же, встречайте. Rába Vr 76,5 или же ее полное название, SPAAG 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone Rába Vr M.5/8 MP. 1925 года выпуска
История:
Спойлер
Заказ был размещен на предприятии Rába. В качестве базы использовалось шасси от грузовика Daimler-Raba V, на транспортной платформе которого монтировалось 76,2-мм орудие на тумбовой установке. И хоть данная машина начала свое производство еще на момент существования Австро-Венгрии. данные машины находились у Венгрии на вооружение к началу ВМВ. Вооружение представляет из себя 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 MP, разработанные ещё во времена Австро-Венгерской империи на богемском заводе Шкода в Пльзене, представляющий собой переделку немецкой 75-80-мм пушки Ehrhardt 7,5-cm-Feldkanone Model 1901
История 8-см зенитной пушки концерна Шкода началась в 1899 году когда австро-венгерский генеральный штаб решил, что старая концепция артиллерии устарела, и надо начать перевооружение в соответствии с новыми тенденциями - полевые пушки должны стать скорострельными, снаряды шрапнельными. Скорострельность пушки зависела не только от скорости заряжания, в конце 19 века она была связана скорее с тем, насколько быстро ствол возвращался в исходное положение и наводился на ту же цель. Пример подали французы, создав легендарную Canon de 75mm Modele 1897, затем российская армия приняла на вооружение знаменитую путиловскую трехдюймовку, возможно лучшую полевую пушку до начала второй мировой. Австрийцы планировали маневренную войну с активным использованием шрапнели в полевых сражениях. Имея собственные производственные мощности в виде концерна Шкода, австрийские военные неожиданно решили купить пушку у немецкого концерна Ehrhardt. Это было тем более странно, что германская армия не сильно планировала развивать полевую артиллерию 75-мм калибра. В 1901 году полученная пушка Ehrhardt 7,5-cm-Feldkanone Model 1901 была испытана в Австрии. В Германии пушка Эрхардта уступила в конкурсе более простой и более дешевой крупповской пушке 7.7 cm Feldkanone 96 neuer Art, и затем была доработана. На экспортном рынке орудие имела определенный успех. На испытаниях в Австрии пушка Эрхардта показала свое полное соответствие требованиям к современному скорострельному полевому орудию калибра 75-80-мм. В 1902 году была сформирована испытательная батарея для проверки тактических приемов применения современных пушек. Вот тут-то до менеджмента Шкоды и дошла вся тяжесть ситуации. Можно сколько угодно делать качественные огромные орудия, но полное перевооружение всей полевой армии принесёт гораздо больше денег. Включив все рычаги и влияние Шкода все таки добилась от Военного министерства отказа от прямой закупки германской техники.
Но просто так, сохранив лицо, выйти из процесса не получилось, пришлось откупаться от Эрхардта, заплатив полностью за лицензию, но это было и к лучшему. Немецкая пушка была неплоха и в Богемии получили отличный образец современного орудия, на базе которого была спроектирована неплохая полевая скорострельная пушка, получившая обозначение 8cm FK M05. В 1908 году была создана модификация полевой пушки, приспособленная для применения в горных условиях. Орудие, получившее обозначение 8 cm FeldKanone M 05/08, могло разбираться на пять частей – щит с осью, ствол, люльку, лафет и колёса. Масса этих узлов была слишком большой, чтобы транспортировать их в конских вьюках, но их можно было перевозить на специальных санях, доставляя орудие на труднодоступные горные позиции. За время войны было выпущено примерно 3200 артиллерийских систем этого типа разными заводами. Неудивительно, что именно эта пушка с неплохой баллистикой, как и её “одноклассники” из Франции и России, использовалась в качестве импровизированной зенитной системы, а позже на ее базе были спроектированы и два типа уже специализированных зенитных орудий - тумбовая установка 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 MP, а затем и полевая зенитная система на специальном лафете.
8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone 1905/1908
Год выпуска: 1917
Калибр 76.50 mm
Боевая масса: 2470 kg
Дтина ствола в калибрах 30.00
Масса снаряда: 6.4 kg (explosif) - 6.6 kg (shrapnel)
Начальная скорость : 500 m/s
Досягаемость : 7000 m
Диапазон углов наклона: -5 to +73 degrees
Разработанный на Шкоде лафет, сделал систему возимой, зенитная батарея перевозилась и устанавливалась на необходимую позицию с помощью лебёдок, но чаще всего позиции зениток были постоянными. Подобного типа лафет использовался и для адаптации и использования в качестве зенитных пушек российских расточенных трехдюймовок. Пушки были сформированы в четырехорудийные батареи для обороны населенных пунктов, мостов и вокзалов. Вторым вариантом была пушка, которая получила обозначение 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone 1914, *которая имела специальный колесный лафет с большим углом наклона для зенитных целей. При всей изящности конструкции такого лафета вести зенитный огонь из нее было практически невозможно.
После первой мировой войны на территории Венгрии сохранилось большое число полевых пушек и несколько батарей зенитных. Скорее всего в 1925 году венгры уже имели несколько проектов нового оружия, в том числе и зенитной пушки на шасси грузовика, для перевооружения своей армии, которая до этого находилась под контролем комиссии союзников. Конечно, можно предположить, что все зенитные пушки были спрятаны от комиссии, но есть информация о том, что большое число австрийских систем было примерно в это время было передано из Италии в Венгрию, в том числе и зенитные. Пушки 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone 1905/1908 получили в венгерской армии получили обозначение 14.M. Венгерские зенитные машины на шасcи Raba V получили обозначение Raba Vr - грузовик Раба военный зенитный. Общий проект пушки Raba Vr был схож с немецкими проектами - ось тумбы орудия расположена точно над задней осью грузовика. С обоих сторон откидываются по две опоры, которые обеспечивают устойчивость зенитки, борта в боевом положении так же откидываются и фиксируются в горизонтальном положении. Пушки были сформированы в батареи по 4 машины и служили в ПВО Венгрии до конца второй мировой войны. Считается что всего было выпущено 20 серийных машин и два прототипа. Есть предположение. что 2-я венгерская армия, отправленная под Сталинград, была вооружена в основном устаревшим оружием, которое, в том числе и зенитные системы на шасси Раба, были потеряны в степях под Сталинградом. Применение зенитных установок Rába Vr в 1944 году даже для заградительного огня было малоэффективным, высота досягаемости снарядов были ниже, чем высота полета бомбардировщиков, которые бомбили Будапешт, а для использования в оперативно-тактических целях скорострельность и органы управления зениток не подходили, они не позволяли обстреливать быстрые летящие цели. Все таки за 30 лет с 1914 и 1944 года прошло очень много времени. Ну а в качестве просто мобильной артиллерии эти боевые машины вполне могли применяться вплоть до капитуляции венгерской армии.
ТТХ орудия
8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone 1905/1908
Год выпуска: 1917
Калибр 76.50 mm
Боевая масса: 2470 kg
Длина ствола в калибрах 30.00
Масса снаряда: 6.4 kg (explosif) - 6.6 kg (shrapnel)
Начальная скорость : 500 m/s
Досягаемость : 7000 m
Диапазон углов наклона: -5 to +73 degrees
Реальные фотографии этого чудовища:
Спойлер
Из игры Steel Division II
К сожалению, ТТХ самого грузовика Raba V я не сумел найти.
В комментариях написали, что это лицензионная копия чехосллвацкого грузовика Praga V
Модель машины преждагаю такую же, как в игре Steel Division 2
Обоснование
В рамках игры предлагаю дать ей статус САУ, а не ЗСУ (в пример, можно взять тот же советский 29-К), так как в роли самоходски на шасси ган-трака она будет играться интереснее. Предположительный БР этого чуда будет в пределах 1.7-2.0. максимум, в идеале, конечно, 1.3, виду малоэффективного орудия времен 1908 года против более поздних агрегатов ВМВ. Однако, ввиду того, что изначально орудие предполагалось зенитным, его скорострельность будет явно выше, чем у аналогичного 100-мм итальянского на шасси лансиа. К тому же, машина ВЕНГРИИ, а не Италии
Реализация в ветке развития в рамках игры
Спойлер
Может быть премиальной машиной Италии с флагом Венгрии в ТТХ, с БР 1.0-1.7, либо что не менее интересно - быть премиальной машиной в ветке Германии с флагом Австро-Венгрии в ТТХ, тоже на БР 1.0-1.7, что будет уникальной перворанговой лоубээрной самоходкой на шасси грузовика - неплохой премиальный лоуранговый ган-трак в качестве САУ
- За
- Против